Пт. Мар 29th, 2024

Эпоха новых услуг. Каких бизнес-проектов требует кризис?

Эпоха новых услуг. Каких бизнес-проектов требует кризис?

Эксперты считают, что именно в кризис появляются нетривиальные проекты, которые могут развиться в прибыльный бизнес. Президент бизнес-клуба российских немцев Денис Матис написал для «Капиталиста» о том, какие направления и ниши стали актуальными.

Кризис. Что нас еще ждет в 2015 года, даже и представить сложно. У бизнеса грядут сложные времена. Ориентируясь на такие прогнозы, многие предприниматели смотрят в будущее пессимистично. Кто-то уже закрывает свое дело, кто-то готовится к стагнации и не рассчитывает получать прибыль. Действительно ли все так плохо и в ближайшее время кризис не позволит зарабатывать?

[one_half last=”no”]Денис Матис — президент бизнес-клуба российских немцев, бизнес-тренер, консультант, инвестор[/one_half]Если вспомнить предыдущие кризисы, то можно заметить ряд историй успеха, рожденных в те времена. Например, в затяжные 90-е рубль дешевел огромными темпами, коррупция процветала, но находились те, кто и в этих условиях сумел организовать свое дело и смог зарабатывать больше чем другие.

Одни, пользуясь дефицитом товаров, занимались перепродажей, которая сейчас бы попала в раздел «Развитие импортно-экспортных операций». Целые автобусы «челночников» груженые клетчатыми сумками из Китая катались «распределяя» ввезенный товар по рынкам страны.

Стал появляться бизнес вокруг обслуживания торговцев. Кто-то должен был их возить? Где-то им надо было складировать товары? Особо наблюдательные заметили, что часто у продавцов на рынке не было возможности отойти для обеда. Появилась первая «доставка обедов в «офис». На рынке Барнаула женщина в пуховике, помогая накормить торговцев, возила тележку с термосами для пирожков и чая. Через несколько месяцев женщина ходила и предлагала обеды, а продукцию за ней возил другой человек. Развитие ее бизнеса было легко проследить, поскольку через некоторое время она ходила за тележкой в норковой шубе, а еще позже ее «представители» ездили уже по всем рынкам города.

Сейчас условия изменились. Можно не оценивать, лучше они или хуже, они просто другие. У каждого есть свой выбор.

Одни начинают искать причину их бед и виноватых. Другие, считая себя оптимистами, говорят, что надо переждать трудные времена и все наладится. Третьи — стараются увидеть новые возможности, которые открывает кризис.

Ведь недаром японское слово «Кризис» состоит из двух иероглифов – «Опасность» и «Возможность».

На чем же можно зарабатывать малому бизнесу в наше время? Какие рынки будут расти?
На волне импортозамещения для некоторых заводов открываются новые возможности, но готовы ли они выстраивать отношения с потенциальными потребителями? Для увеличения доли рынка необходимо продавать!

Прошли те времена, когда считалось, что продавать может каждый. Более того, не все выпускники торговых техникумов и вузов могут устроиться работать по специальности, но при этом одна из самых востребованных вакансий с высоким уровнем оплаты труда – это именно «продажник». Вы умеете продавать? Отлично! Набрать отдел, обучить и предложить свои услуги производителю какого-нибудь товара или услуг. Такой своеобразный отдел продаж на аутсорсинге.

Есть желание диверсифицировать доход и еще снизить риски своего предприятия? Тогда отдел может превратиться в многопрофильный колл-центр. Не любой продукт можно продавать в таком формате, но перечень широкий, а границ нет.

Стираются границы между государствами? Возьмите на продажу продукцию иностранной компании. Например, китайского производителя.

В Китае умеют делать все, но торговать с иностранцами там еще не научились. Поэтому ввоз многих китайских товаров по-прежнему остается высокорентабельным. Создание «Центра импорта», ориентированного на «восточного соседа», в период санкций наших западных «друзей» будет своевременно именно сейчас.

На что еще можно обратить внимание? Рост цен на автомобили, подкрепленный снижением уровня дохода населения, всегда снижает на них спрос. Покупатели начинают ориентироваться на увеличение срока службы своих «железных помощников». А значит, пора открывать магазин запчастей. Особенно с ориентиром на иномарки.

Кроме того, официальные дилерские станции техобслуживания предлагают услуги существенно дороже, чем в среднем по рынку, а в период кризиса это особенно чувствительно.

Вот еще один прогноз по растущему рынку – открытие автомастерской стоит планировать именно сейчас.

По итогам января 2015 года продажи заграничных туров в России снизились в два раза по сравнению с тем же периодом 2014 года. Но россияне уже привыкли отдыхать! Нужна альтернатива. Развитие внутреннего туризма – еще одно направление, к которому стоит присмотреться. Это не только продажа путевок через агентство, интересно развитие инфраструктуры, сервиса в местах отдыха.

И, конечно, надо иметь в виду, что валютный курс сейчас делает привлекательным выполнение работ для иностранцев.

Например, при всевозрастающем спросе на разработку программного продукта и признании наших программистов во всем мире, можно организовать «Бюро заказов». Задача не самостоятельно выполнять разработки, а обеспечивать поиск заказчиков и выстраивать диалог с исполнителями для достижения желаемого результата.

Это несколько примеров, лежащих на поверхности. Каждый из них требует проработки, в них есть свои сложности и риски, но все — реальны. Нет необходимости под копирку реализовывать именно эти варианты. Главная задача научиться видеть новые возможности, которые неожиданно подарила нам современная ситуация.

В качестве заглавной иллюстрации использована картина «Трубочист» Фирса Сергеевича Журавлёва — русского художника 19 века. Своему появлению профессия трубочиста обязана, очевидно, возникновению необходимости чистить дымоходы в домах. При этом хорошие трубочисты пользовались спросом самыми разными слоями населения. Иными словами, в таких специалистах нуждались. Впрочем, и профессию горничной (второй персонаж на картине Журавлёва) можно считать таковой — прим. ред.