Чт. Апр 25th, 2024

По пути наименьшего сопротивления

Барнаульский малый бизнес разрушает стереотипы о том, что работа по франшизе – удел крупных фирм федерального уровня. Сразу несколько компаний из числа недавних стартапов стали продавать право использовать своё имя и технологии. “Капиталист” побеседовал с предпринимателями. 

Меккой барнаульского франчайзинга стал “Алтайский бизнес-инкубатор”, именно из его стен франшизы завоевывают мир. Впрочем, о серьезной экспансии говорить еще рано, в Барнауле лишь несколько компаний решили продвигать свой бизнес по западной модели.

Все предприниматели, которые сегодня предлагают франшизы – это «На все 360°», «Мобильные планетарии» и компания по переработке мусора «Глобэк». Как говорят сами предприниматели, они в один момент съездили на молодёжные форумы вроде «Селигера» и АТР, посмотрели на тех бизнесменов, которые действуют более глобально. У них узнали, с помощью каких инструментов они развивают свой бизнес. Одним из таких и была франчайзинговая программа.

Во все стороны

[one_half last=”no”]

Первоначальный взнос: 75 тыс.рублей.
Роялти: 12% (ежегодно).
Инвестиции: 120-200 тыс.руб.
Срок окупаемости: 1-3 мес.
Что входит: брендбук (ком. предложение, макеты печатной продукции и т.д.), размещение на сайте, консультации по продажам, бизнес-план, техподдержка.[/one_half]

Для руководителей «На все 360°», компании, развивающей сервис 3D-путеводителей, франчайзинг – хороший стимул для развития бизнеса, он задает темп и не позволяет снижать обороты. И если своими силами завоевать все регионы России проблематично, франчайзинг позволит совершить задуманное легко и непринужденно. На данный момент компания представлена уже в десятках городов.

Соучредитель «На все 360°» Пётр Григорян рассказал «Капиталисту» о планах компании: «Сейчас у нас основная ставка делается уже на франшизу. Примерно за год мы запустили более чем 40 городов. Если сегодня доходы от продажи франшиз и собственного бизнеса соразмерны, то, ориентируясь на завтрашний день, доход по франшизе планируется больше».

Через тернии к звездам

[one_half last=”no”]
Первоначальный взнос: от 199 тыс.руб.
Роялти: отсутствует.
Инвестиции: по усмотрению франчайзи, бизнес «под ключ».
Срок окупаемости: до 3 мес.
Что входит: оборудование (купол, проектор, колонки и т.д.), 2-3 полнокупольных шоу (в зависимости от вида франшизы), бизнес-план, макеты печатной продукции, техподдержка и консультации, доставка.
[/one_half]

Для Константина Урванцева, создателя популярных «Мобильных планетариев», внедрение франчайзинговой системы оказалось вынужденным явлением. «Наше решение обосновано было тем, что мы изначально продавали бизнес «под ключ» (комплект и оборудование), то есть, мы сами являемся производителями, но у наших клиентов возникло очень много вопросов, она спрашивали, как этот бизнес запускать. В связи с этим, под потребности наших клиентов, мы разработали инструкции, создали бренд. Мы делаем это с целью обучения молодых предпринимателей по России, это в какой-то степени наставничество. Мы продаем проект по цене бизнеса «под ключ», просто упаковали это во франшизы».

В планах компании – создание единого колл-центра, куда будут стекаться заказы с разных городов. Это позволит франчайзи не искать клиентов самостоятельно, а пользоваться уже готовым сервисом, расплачиваясь за услуги процентами с продаж. «Это будет аутсорсинг продаж для наших клиентов» – подытожил Константин Урванцев.

ЭкоЛогичный бизнес

[one_half last=”no”]
Первоначальный взнос: 50 тыс.рублей.
Роялти: 20 руб. с каждого абонента (абонентская плата – 150 руб).
Инвестиции: около 550 тыс. руб, из них 150-200 тыс.руб. (личный автомобиль: ГАЗ, самосвал), от 25-40 тыс. (аренда помещения).
Срок окупаемости: 4-6 мес. (в зависимости от сезонности и количества населения).
Что входит: описание проекта, тех. поддержка и помощь в запуске проекта, личный выезд на место, контейнеры для сбора отходов, размещение на сайте, денежные вознаграждения для агентов.
Доп. источник монетизации: сдача перерабатываемых отходов (пластмасса, макулатура), возможность приобретения и реализации строительного материала из мусора.[/one_half]

Франшиза Александра Денюкова особенно актуальна для сельских местностей и частных секторов. Резидент бизнес-инкубатора разработал экопроект по сбору и утилизации отходов.

«Мы разработали комплексную программу, которая состоит из четырех пунктов: сбор, вывоз отходов; переработка отходов; экологическое воспитание молодежи; объединение всех предпринимателей, которые занимаются сбором и утилизацией отходов, в Ассоциацию мусороперерабатывающих предприятий, — рассказывает Денюков. — Направление франчайзинга в сфере ЖКХ абсолютно новое, наверное, не только для России, но и вообще для мира. Не все понимают, но заинтересованных предпринимателей уже много.

По словам Денюкова, предпринимателям выгоднее купить франшизу, нежели заниматься сбором и переработкой отходов самому. «У нас заключено три договора франчайзинга в Алтайском крае, на которых мы решили пока остановиться, обкатать модель. Франчайзинг для Алтайского края – новое направление, которое не исследовано до конца», — подытожил Денюков.

Это первые, но, есть вероятность, что далеко не последние ласточки на местном франчайзинговом рынке. «На все 360°» уже давно определились, что ставку в своем бизнесе они сделают именно на продажу франшиз. «Франчайзинг – это самый простой способ масштабировать свой бизнес» – отметил и производитель мобильных планетариев Константин Урванцев. Эко-предприниматель Александр Денюков считает франчайзинг перспективным направлением для предпринимателей. «За франчайзингом будущее. По информации, которая сейчас распространяется по интернету и в СМИ, бизнес развивается и будет развиваться по методу франчайзинга, то есть на основе готовых бизнес-моделей».