Пт. Мар 29th, 2024

В Барнауле состоялся очередной, уже четвёртый по счёту «Стартап-Уикенд». Интернет-журнал «Капиталист» побывал на мероприятии, пообщался с его участниками и пришёл к выводу, что на алтайском рынке стартапов ощущается острый голод в части новых идей и перспективных решений.

Российская неделя бизнес-ангелов в Алтайском крае отметилась единственным событием – краевой бизнес-инкубатор в четвёртый раз провёл «Стартап-Уикенд». На подобных мероприятиях начинающие предприниматели пытаются как минимум рассказать о своей идее компетентным людям, как максимум – найти нужные для запуска проекта средства. С презентациями выступали всего лишь семь предпринимателей. Перспективными среди них можно назвать не более двух.

Преподаватель Института архитектуры и дизайна Артём Малыгин представлял проект, который, по его словам, изменил бы в лучшую сторону ситуацию с бытовыми отходами в Барнауле. Идея включает в себя решения по сбору мусора с жилых домов, его перевозку к месту утилизации и собственно саму утилизацию на специальном заводе. Завод, конечно, необходимо сперва построить. Чтобы разработать этот проект, молодому человеку нужно 5,5 млн рублей, при этом воплощать в жизнь идею должен будет уже кто-то другой. Малыгин ищет деньги исключительно на проектирование. «Отбить» затраты Артём планирует путём продажи готового проекта тому, кто возьмётся его воплощать.

Резидент Бийского бизнес-инкубатора Максим Моксин напротив, готов воплощать свою идею сам. Он планирует создать «базу данных товаров народного потребления». По задумке, в ней будут собраны любые непищевые товары: от электродрели до ватных палочек. А точнее – фотография продукта, его параметры и, возможно, инструкция по применению. По мнению Моксина, такая база данных упростит жизнь владельцам интернет-магазинов и позволит сэкономить на отделе закупок: при обновлении ассортимента не нужно будет искать информацию о каждом товаре отдельно. В жизнеспособности идеи члены жюри усомнились, но Моксин заверил: спрос на базу данных уже есть. По крайней мере, у одного предпринимателя.

Дмитрий Пилипенко из компании «Би-ту-би» не смог сказать, будет ли спрос на его идею. Собственно, и сама идея вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. Пилипенко предлагает потенциальным клиентам услуги видеокоммуникаций: видеописьма, конференции, видеогазеты. При этом компания не имеет собственных технологий и не желает вкладывать в инфраструктуру. Для создания видеопродукции будет использоваться один из западных сервисов видеоконференций. А чтобы услугами «Би-ту-би» пользовались, допустим, вузы, они должны иметь сеть для передачи данных. Почему клиенты должны будут обращаться к Пилипенко, предприниматель сказать затруднился.

Компания участников четвёртого «Стартап-Уикенда» получилась крайне разношёрстной. В беседе с «Капиталистом» заместитель директора Алтайского краевого бизнес-инкубатора Сергей Мазур разделил стартаперов на три категории по сферам: IT, туризм и социальные проекты. Впрочем, различия есть и куда более существенные. Анастасия Вакалова презентовала центр развития и дневного пребывания для детей с ограничениями по здоровью.

Представитель туркомпании «Райские места России» продвигала проект международного детского лагеря, аналога «Орлёнка» и «Океана». Искомая сумма – 4 млрд 600 млн рублей, что в тысячу раз больше средних запросов остальных стартаперов. При этом, такие инвестиции если и удастся где-либо получить, то вряд ли можно будет окупить.

Справедливости ради про остальных участников «Стартап-Уикенда», ибо их было не так много. Пожилой мужчина из Ельцовки представлял туристический проект, а резидент бизнес-инкубатора Анна Пономарёва рассказывала про уже работающий и развивающийся международный сервис недвижимости «Дом-Клик». Кстати, именно Анна Пономарёва и стала победителем «Стартап-Уикенда». За проектом «Дом-Клик» уже стоит команда, у руководителя есть видение развития, да и сама идея перспективна по оценке экспертов.

Один из экспертов «Стартап-Уикенда», президент общественного фонда «Молодежный Фонд Алтая» Денис Матис отметил: авторы проектов часто забывают о том, что свои идеи надо ещё правильно подать. Да и проработка некоторых идей была откровенно слабой. Из некоторых презентаций действительно было трудно понять, есть ли у стартапа хотя бы приблизительно понятный рынок, и почему клиенты должны предпочесть его, а не конкурентов. Впрочем, главная проблема стартаперов, пожалуй, даже не в этом.

Из семи участников мероприятия (недоумение вызывает уже само количество претендентов) инновационной идеей не поразил никто. Кроме разве что проекта «Дом-Клик». Остальные идеи либо казались сомнительными (как товарная база данных), либо не предполагали создания какого-то продукта (как сервис видеокоммуникаций), или вовсе были не к месту на этой ярмарке проектов малого бизнеса (как международный детский лагерь).

Но всё же нельзя сказать, что на последнем «Стартап-Уикенде» проекты были слабее, чем на предыдущих. Денис Матис говорит: и в прошлом году было, чему удивиться и по поводу чего расстроиться. Да и вряд ли по одному мероприятию можно сделать вывод о кризисе идей среди начинающих бизнесменов. Но то, что алтайский рынок стартапов ждёт новых и оригинальных мыслей – в этом сомнений нет. Кстати, организаторы из бизнес-инкубатора обещали: на следующие «уикенды» предприниматели будут бороться за реальные деньги.