Чт. Мар 28th, 2024

“Российский гостиничный рынок — это очень незрелый рынок”. “Капиталист” публикует правила жизни барнаульского онлайн-предпринимателя Константина Доронина, который через свой проект практически насильно заставляет владельцев отелей становиться лучше и успешнее.

Система возврата денежных средств за покупки или услуги существует уже давно, однако, “кэшбэк” в гостиничном бизнесе до барнаульца Константина Доронина и его проекта “Гостинец” ещё никто не использовал. Суть системы довольно проста – человек заселяется в гостиницу, которая является участником системы, и получает 10% от потраченной на проживание суммы назад. Примечательно, что воспользоваться услугой по возврату денег может даже командировочный за которого платит компания. Идея повышения лояльности клиентов оказалось настолько востребованной, что уже спустя два с половиной года после запуска проекта к системе “Гостинец” подключилось около 100 отелей по всей стране.

[one_half last=”no”]
Константин Доронин получил высшее образование по специальности “Врач анестезиолог-реаниматолог”. С 16 лет занимался продажами, во время обучения в вузе впервые попробовал создать бизнес. В конце 90-х — начале 2000-х работал в компании “СЭУС” и в то же время продавал тракторы “Алтайского тракторного завода”. С нуля реализовывал проект компании “Агромаркет” по созданию сети магазинов в регионах России. Является практикующим бизнес-консультантом по маркетингу и продажам.[/one_half]— В своё время мне очень много пришлось поездить по командировкам и я понял, что человек хочет получить от гостиницы, — рассказывает Константин Доронин. — Хотя мы не сразу пришли к этому проекту, а сперва занимались немного другими вещами, связанными с “командировочной аудиторией”. Например, “КомСиндром” (сервис отзывов) хотя и приносил доход, но был слишком ресурсоёмким и затратным. Мы замахнулись на дело, которое недооценили с точки зрения денежных вложений. “КомСиндром” был окупаемым, но это были тяжёлые деньги. Поэтому было решено сконцентрироваться на более узкой томе, на “Гостинце”. Когда мы страртовали с этим проектом, то даже слово “кэшбэк” ещё не использовалось в таком масштабе как сейчас. Впрочем, на сегодняшний день в России подобной системы нет, как нет такого же аналога и в мире. Да, существуют крупные “кэшбэк-агрегаторы”, которые проводят через себя покупки в магазинах, но в чистом виде программы лояльности лишь через “кэшбэк” мы не знаем.

Как и любой стартап, бизнес Константина Доронина столкнулся с некоторыми трудностями. Многим потенциальным клиентам его идея была интересна, однако, не все они были готовы начинать сотрудничать в силу новизны проекта и возможных рисков.

— У любого предпринимателя есть такие моменты, когда он думает “пропади всё пропадом”, – говорит Константин. – Нужно всё переосмыслить, свериться с книгами, мнениями других людей и двигаешься дальше. Нет ни одного предпринимателя, который бы не стоял на этом пороге – продолжить или бросить дело. Для собственного развития нужно изучать различные бизнес-истории известных предпринимателей. Мне очень нравится книга про основателя сети кофеен Starbucks, который шёл к своему успеху десять лет, совершал ошибки, но учился на них и понимал, что у него есть идея.

Первыми партнёрами “Гостинца” стали в основном те, кто открыт в бизнесе ко всему новому – своеобразные экспериментаторы. Со многими из них алтайский бизнесмен продолжает работать и сейчас. Например, калужская гостиница “Алые паруса” довольно быстро поверила в проект Доронина и тут же получила для себя положительный результат. Эффективность её работы оценивается в 124%, то есть на каждые 10 выплаченных бонусов они получают 12,5 посещений. При этом средние цифры возврата клиентов в отели колеблется в пределах 30%, без участия в бонусной системе.

Часть персонала проекта “Гостинец” занята поиском новых партнёров, другая часть – обслуживанием уже существующих клиентов.

– Таких гостиниц, как “Алые паруса” у нас по стране более 100, – делится цифрами Константин Доронин. – Они расположены в 50 городах России, но в планах у нас стоит охват 80 крупнейших городов страны и 300 отелей. У нас сейчас есть несколько подключенных к программе гостиниц в Казахстане, есть перспективы по выходу на украинский рынок. Хотя для подобного масштабирования бизнеса нужны инвесторы. Мы регулярно общаемся с ними, но пока ни с кем не договорились. Причины разные – кто-то хочет слишком большую долю, кто-то наоборот очень осторожничает. Но тем не менее, от потенциальных инвесторов мы регулярно получаем положительную оценку нашего проекта. Пока что развиваемся на собственные средства, привлекая банковские кредиты.

[one_half last=”no”][dropcap]1 032 рублей[/dropcap]– средняя сумма “кэшбэка” за 1 раз[/one_half]Ещё один необычный для начинающего бизнеса шаг – это достаточно высокие стандарты, которые предъявляет “Гостинец” к потенциальным партнёрам. Компания требует от отелей выполнения определённых условий. Гостиницы должны размещать у себя информационные стенды и промо-материалы о системе лояльности, специальное обучение должны пройти и администраторы. Если гостиница не хочет выполнять требования “Гостинца”, то она рискует выйти из системы “кэбэка”.

– Есть такой анекдот о том, как евреи ходили с русскими водку пить, – приводит пример Константин Доронин. – Сара говорит своему мужу: “Ну что ты понесешь водку, всё равно все будут из одного котла пить, возьми бутылку с водой”. Все евреи пришли, вылили принесённые бутылки в котёл, потом выпили, а один самый старый еврей и говорит: “Вот за это нас русские и не любят”.

[one_half last=”no”]
Из гостиниц Алтайского края к системе “Гостинец” присоединился только отель “Ника”. Кроме того, одним отелем представлен Новосибирск. Сибирский регион пока активно на сотрудничество не идёт. [/one_half]- Тут у нас ситуация такая же. Есть гостиницы, которые хотят только получать, но не желают ничего делать взамен. Они постепенно отключаются от нашей программы, так как сами не получают от неё нужный эффект. Гостиничный рынок – это очень незрелый рынок, особенно в России. Это не торговля, поэтому здесь присутствует высокая доля консерватизма. Многие собственники привыкли 20 лет пользоваться каким-нибудь устаревшим инструментом, а инновации они понимают и принимают в самую последнюю очередь. Кто-то лишь недавно начал пользоваться букингом, хотя он существует едва ли не с момента появления интернета. Вот сейчас мы придумали новый инструмент, а он воспринимается с большим скепсисом и осторожностью. Если бы мы предложили некую супер-систему продажи табака, то табачники бы мгновенно схватились бы за неё.

Тем не менее, Константин Доронин готовится к тому, чтобы “Гостинец” уже перестал считаться стартапом. Если брать в расчёт то, что каждому бизнесу нужно три года на рождение, то у гостиничного “кэшбэка” за плечами уже два с половиной года работы. А бизнес в интернете, по словам предпринимателя, подчиняется всё тем же законам, что и бизнес в оффлайне.

Фото – из архива Константина Доронина.