Пт. Апр 26th, 2024

Циркач, кооператор и маслодел

Циркач, кооператор и маслодел

Как бывшему циркачу более 100 лет назад удалось создать на Алтае прибыльный крестьянский кооператив, открыть в деревне кинотеатр и провести электричество в дома селян – в нашей традиционной рубрике о предпринимателях дореволюционной эпохи.

Что такое кооператив? Объединение людей, которые сообща идут к достижению общей цели для всех сразу и каждого в отдельности, согласно внесённому вкладу. От других форм хозяйствования кооператив отличался тем, что основные доходы и сверхприбыли не уходили в казну государства (если бы это был условный колхоз), и не оседали в кошельке единственного владельца (если бы это была частная компания). Возможно, именно поэтому кооперативы оказались невероятно популярны в России ещё в XIX веке – даже гораздо раньше, чем на них появилась мода в просвещённой Европе и деловой Америке.

Особенно бурно кооператоры развивались в Сибири. К революционному 1917 году Алтай подошёл с уровнем потребительской кооперации в 80% и кредитной в 48%. В отсутствии доступных банковских кредитов, субсидий от империи или своих накоплений, крестьяне обращались к кооперации как к самому эффективному инструменту для развития собственного дела. У экономически активного населения появилась возможность выгодно вкладывать сбережения без посредников, а также получать кредиты под залог продукции для приобретения предметов сельского быта, посевного материала или сельскохозяйственного инвентаря.

[one_half last=”no”]Основными потребителями алтайского масла были страны Западной Европы. С заводов масло отправляли один раз в неделю в бочках, уложенных в телегу и накрытых рогожей или брезентом. В торговых центрах масло первоначально помещали в холодные погреба или склады, а затем отправляли на пароходах по Оби в Новониколаевск, где оно погружалось в специальные «масляные» поезда. Еженедельно в порты Прибалтики уходило до 12-14 таких поездов, а оттуда на специальных пароходах масло отправляли в Лондон, Глазго, Гамбург и Копенгаген, являвшиеся основными маслоторговыми центрами Европы.[/one_half]Кооперативы появлялись за счёт инициативы и предприимчивости отдельных личностей. Правительство в этом отношении часто занимало если не пассивную, то часто совсем враждебную позицию, видя в кооперации угрозу традиционному укладу жизни и экономики, где “первую скрипку” играл крупный бизнес. Одной из самых ярких фигур среди алтайских кооператоров-первопроходцев стал Аггей Антонов из Старой Барды, которого отличали удивительный авантюризм и деловая хватка.

Биография этого человека до сих пор до конца не ясна и окутана какими-то легендами, например, о том, где Аггей Антонов родился и получил невероятное для крестьянского ребенка образование. Антонов знал немецкий язык и отлично разбирался в литературе. По одной информации, он был выходцем из Тобольской губернии, по другой – из алтайского села Крутиха. Неясно и то, как ему потом, спустя годы получится несколько раз вырываться из цепких рук ЧК – ОГПУ – НКВД, пережить основные волны репрессий.

В середине 1880-х годов 15-летний Аггей Антонов ушёл из дома вместе с бродячим цирком. Он работал с лошадьми, путешествовал по стране и даже открыл свой цирк, но в 32 года решил всё бросить, женился и переехал в алтайское село Старая Барда. Что сподвигло уже опытного циркача внезапно вернуться к оседлому образу жизни доподлинно неизвестно. Несколько лет он занимался какой-то мелкой торговлей, которая, впрочем, приносила неплохой доход в сельской глубинке.

[one_half last=”no”]153360Аггей Ефимович Антонов был главным идеологом кооперации в Старой Барде (ныне – село Красногорское).[/one_half]Однажды в Старую Барду приехал топограф для проведения межевания земель. Работы предстояло много и он для организации досуга организовал в селе библиотечный кружок. Туда же зачастил Аггей Антонов, которого по-прежнему тянуло к чему-то новому. Именно там он и познакомился с кооперативными идеями, о которых рассказывал заезжий топограф.

Антонов загорелся планами и прожектами, но перед ним поначалу встала задача переломить консерватизм местных крестьян. Поэтому он стал собирать вокруг себя сметливых и расчётливых людей, на которых можно было положиться и которые бы стали ядром кооператива. Приглашал их к себе домой, читал книжки о кооперации. В 1907 году в Старой Барде 30 крестьянами была создана первая артель по производству сливочного масла. Антонов стал её доверенным лицом и главным идеологом. Организация сразу же начала бурно расти – она платила своим членам почти в два раза больше денег за сданное молоко, нежели частные сборщики. Через год в артель входит уже более 200 подворий. Бардинские маслосырзаводы довольно быстро разоряются, оставшись без сырья, и артель скупает их.

Выгодность маслоделия привлекла в отрасль множество случайных предпринимателей, которые не имели нужных навыков, знаний и капиталов. Они старались быстро заработать, не заботясь о дальнейшей перспективе бизнеса. Частные заводы росли как грибы, между ними велась жёсткая конкуренция, но всё это приводило лишь к ухудшению качества продукта, а значит и к падению цен на масло. Кооперативы смогли исправить перекосы в отрасли, выбив с рынка случайных производителей.

В 1910 году Антонов решил расширить кооперацию и открыть в Старой Барде ссудно-сберегательную артель, которой дал название “Экономия”. Здесь люди могли хранить и получать с процентами заработанные деньги. Цена пая составляла 265 рублей – весьма большая по тем временам сумма.

Собирая деньги с десятков окрестных сёл, артель ставила целью максимально выгодно вложить их в дело, чтобы потом вернуть дивиденды своим членам. К примеру, в 1912 году Аггей Антонов и артельщики выделили 1500 рублей на устройство опытного скотного двора, выписали из Латвии мастера-животновода Кристофера Грюмберга, а для производства масла пригласили мастера Карла Берзина.

На реке Чапша артельщики построили паровую мукомольную мельницу, которая работала за счёт небольшой гидроэлектростанции. 95 лошадиных сил турбины “Френцисс” приводили в движение динамо-машину, которая обеспечивала электричеством и деревню, и мельницу. Электрический свет приносил артели 2100 рублей дохода в год. В селе появился кинотеатр – артельщики купили кинопроектор и фильмотеку с картинами “Охота на слонов”, “Макс на лыжах”, “Разные способы доения коров”. Позже даже разорились на кинокамеру, что было, конечно, фантастикой для Алтая в те годы.

153362
Работники артели в Старой Барде.

Далее был реализован проект по строительству завода для переработки конопляного семени в растительное масло. Кроме того, артельщики решили заняться и растениеводством, выращивая свой картофель, овёс и табак. Старая Барда фактически стремилась к автономии от государства – она обеспечивала себя всем необходимым и постепенно расширяла своё влияние на соседние территории. Впрочем, маслоделы из Старой Барды и Антонов были не единственными, кто шёл по такому пути – на Алтае насчитывалось несколько сотен кооперативов и это было довольно серьёзной экономической силой. Они начали объединяться в отраслевые союзы.

[one_half last=”no”]10Алтайское масло было конкурентоспособным, прежде всего, по причине сравнительно низкой себестоимости, позволявшей поддерживать невысокие цены. В 1913 году пуд масла на Алтае стоил от 8 до 16 рублей, а в Вологде — от 13 до 18 рублей, в Лондоне — уже от 15 до 20 рублей.[/one_half]Не стоит думать, что в кооперативах всё шло гладко и правильно. Здесь тоже была своя политика и своя конкуренция. В 1916 году в Старой Барде было решено провести ревизию по итогам которой, Союз маслодельческих артелей отстранил Аггея Антонова от работы.

Но революция 1917-го дала ему ещё один шанс. Когда рушился старый мир и прежние экономические связи, идеолог кооперации вернулся в село и основал потребительский кооператив “Горожане”, который позже объединится с такими же организациями в Бие-Катунский союз.

Вторая попытка Антонова предполагала уже развитие промышленности. Антонов призывает строить заводы, фабрики, мастерские, проводит телеграфную линию и даже собирается выйти на рынки Монголии. Но в 1920 году советская власть закрывает его кооперативный союз и национализирует все предприятия. Как пишет историк Старцев, “бедняки и тунеядцы, вступившие в члены ВКП(б), заняли высокие должности, в том числе и руководителей кооперативов”. Продуктивность предприятий начала падать, а самого Антонова арестовала бийская ЧК по обвинению в сотрудничестве с “белогвардейцами” и “колчаковцами”. Впрочем, Аггею удалось тогда оправдаться и его отпустили, чтобы снова арестовать в 1924-м (за растрату артельных денег) и в 1928-м (за антисоветскую деятельность).

Проведя некоторое время в тюрьме, Аггей Антонов отошёл от дел и уехал в Новосибирскую область к дочери. Работал на должности счетовода в одном из колхозов и чудом избежал массовых чисток 1930-х годов. Скончался Аггей Ефимович в 1948 году в возрасте 80 лет.

Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но что было бы с краем сейчас, спустя век, при таких темпах развития сельского хозяйства, позволившим трудолюбивым селянам прийти к невероятным результатам? Нам остаётся, пожалуй, только перенимать опыт, благо теперь известно у кого это можно сделать.