Чт. Апр 25th, 2024

Евдокия Мельникова была не первой и не последней бизнесвумен в дореволюционное время на Алтае, но, уж точно самой яркой, поскольку имела славу деспотичного руководителя и занималась совершенно не женским делом – речными перевозками по всей Сибири.

С одной стороны может показаться удивительным, что женщина тех времен владела целым пароходством, поскольку современное представление о прошлом зачастую заполнено штампами. Женщины в Сибири были не просто женщинами. Типичная жена какого-нибудь купца являлась скорее не светской дамой на содержании, а “боевой подругой”, компаньоном и продолжателем семейного дела, в том случае если муж отходил в мир иной раньше супруги.

[one_half last=”no”]
Суровый климат и суровые времена рождают людей с железной хваткой. Выйдя замуж за Виссариона Мельникова, Евдокия переехала в Сибирь и стала купчихой 2-й гильдии. После смерти мужа она решила основать своё собственное пароходство.[/one_half]Евдокия Мельникова по происхождению была мещанкой, родилась в Вологодской губернии, но лишь на Алтае у нее проявился предпринимательский талант. В 1893 года Евдокия организует в Барнауле собственную пароходную компанию, во главе которой ставит своего 23-летнего сына Александра. Надо сказать, что при отсутствии нормальных дорог, в том числе и при полном отсутствии железных дорог, реки на юге Сибири в конце XIX века были едва ли не единственным способом связать в одну нить производственные и сельскохозяйственные центры с рынками сбыта.

Люди уже не сидели безвылазно в своих сёлах и городах, развитие экономики всегда сопровождается трудовой миграцией, да впрочем, и предприниматели того времени нуждались в быстром и недорогом способе перемещения – у многих купцов и промышленников дело велось в разных регионах и городах. Ниша на рынке пассажирских перевозок была свободной и тот, кто первым за неё ухватился – оказался в большом выигрыше.

Первым пароходом новой транспортной компании стал «Кормилец», построенный в Тюмени на заводе Пирсона-Гуллета. Название было с подтекстом – судно должно было кормить семью Мельниковой и приносить доход. Это небольшое 200-сильное судно по всей длине палубы имело жилую надстройку, в носовой части которой был оборудован салон и каюты 1-го класса, а в кормовой – каюты 2-го класса и общий зал для пассажиров 3-го класса. По сути, Мельникова первой среди других судовладельцев Обского бассейна приобрела двухпалубные пароходы американского типа с каютами разных классов. 20 июня 1893 года этот пароход отправился в свой первый рейс до Томска двигаясь по 20 верст в час.

Кормилец

Кстати, центральный офис пароходства также переместился в столицу губернии – Томск, а отделения были открыты в Барнауле, Бийске и Новониколаевске. Клиентов старались привлечь разными бытовыми удобствами и техническими достижениями. В зависимости от купленного билета, пассажир мог рассчитывать даже на библиотеку и пианино в салоне, кроме того, к их услугам предлагались – буфет, кухня, электрическое освещение и паровое отопление. Внутренние помещения имели хорошую даже по современным меркам отделку.

Сохранилось письмо сына Александра своей матери Евдокии:

«Дорогая мама!

Все благополучно; давно не писал, потому что скоро собираюсь выехать из Тюмени домой на «Гуллете». Пароходы вышли очень красивые и хорошие. Будьте здоровы. Ваш Александр. Тюмень. 12 августа 1907 г.»

Русско-японская и Первая мировая войны стали катализатором развития речных перевозок. Во время этих войн Транссибирская магистраль была почти полностью переключена на перевозку военных грузов, а значит на плечи речного транспорта легла вся гражданская логистика – от товаров до пассажиров.

Конъюнктурой рынка успешно воспользовалась Евдокия Мельникова. С прикола были сняты простаивавшие суда, отремонтированы и реконструированы устаревшие. В 1907-1909 годах она отправила в навигацию семь прекрасно отделанных пароходов американского типа.

К 1910 году флотилия Мельниковой насчитывала уже 10 пароходов и 6 барж. Она перевозила 4 млн пудов грузов, основную часть которых составляло зерно, шедшее по Оби с Алтая в северном направлении.

Крупнейшими пароходами Мельниковой были – “Богатырь”, “Воткинский завод” и “Двигатель”, мощностью по 500 лошадиных сил каждый (первый “Кормилец” имел всего лишь 200 л. с.). В штате компании трудились более 500 человек – от управляющих и капитанов – до матросов и техников. К 1914 году обороты пароходства превысили 830 тыс. рублей, при этом чистая прибыль составила 205 тыс. рублей. Мельникова стала миллионершей. В 1913-1915 годах пароходство Мельниковой входило в картель барнаульских и новониколаевских пароходовладельцев – “Соединенную пароходную компанию”, являясь самым крупным пайщиком.

Завод

Тем не менее, современники считали Мельникову не только успешной бизнесвумен, но и женщиной-диктатором. Критиковали её за экономию на своих же работниках, грубость и крутой нрав. В отличие от других, на её предприятиях зарплата не росла, а снижалась. В 1910 году фонд заработной платы, например, сократился на 30%. Алтайской “железной леди” она не стала, а от своих подчинённых получила прозвище Мельничиха, по аналогии с Салтычихой, помещицей, которая была известна жестким обращением с крестьянами.

В 1917 году Евдокия Мельникова умерла, а наследник Александр продал дело Западно-Сибирскому товариществу пароходства и торговли за 1,6 млн рублей. Впрочем, история ещё не закончилась.

После революции отрекшийся от престола император Николай II часть пути в ссылку (от Тюмени до Тобольска) преодолевал на пароходе “Кормилец”. В мае 1921 года это же судно, но уже переименованное в «Совнарком», врезалось в опору железнодорожного моста в районе Новониколаевска, совершая рейс из Барнаула в Томск. В результате аварии на пароходе взорвался котёл, а корпус переломился пополам. По разным оценкам погибло от 200 до 400 человек. Останки судна подняты со дна реки и утилизированы в 1984 году, через 93 года после своего первого рейса, который принёс Евдокии Мельниковой имя самой известной алтайской предпринимательницы дореволюционной эпохи.