Сб. Апр 20th, 2024
На дереве сидит

Построить магазин, чтобы удержать на плаву лесопилку. Провести электричество в лес. Стать сельским дилером крупных торговых сетей. «Капиталист» публикует историю предпринимателя из Косихи, который создал в райцентре IKEA местного разлива.

Никита Карманов – бизнесмен из райцентра Косихинского района – встречает нас в костюме с галстуком, в начищенных туфлях, хотя на улице слякоть. Зная о том, что Карманов держит лесопилку на окраине села, спрашиваем: «Неужели всегда так ходите на работе?». Никита отвечает: «Да вы что? Нет, конечно, у меня же производство, я хоть и директор, но сам у пилорамы стою. Обычно хожу в простых штанах, да фуфайке. Это для вас я так оделся».

Карманову немногим за тридцать. У него трое детей и два бизнеса, которые месяц назад слились в один. Сначала зарабатывал пилорамой: продавал жителям села и района деревянные изделия. Потом построил и открыл магазин с хозтоварами, на втором этаже будет торговать мебелью собственного производства. Так, в Косихе появился фактически «Леруа Мерлен» местного разлива. Или скорее «Икеа» – всё-таки, мебель Никита продаёт свою.


Бренд «Душа дома» достался Карманову от ТД «Гратис». Они поставляют в Косиху товары со скидкой, тем самым облегчая Никите ведение бизнеса.

Активно действовать как бизнесмен Никита Карманов начал только с 2010 года. Тогда взял кредит в Алтайском фонде микрозаймов. Но не для расширения предприятия, а чтобы выжить.

— Специфика моего бизнеса – в сезонности, — рассказывает Карманов. — Зимой у нас лесопилка часто простаивает, а значит, можно потерять коллектив. Поэтому на зиму я брал займ, чтобы люди работали, сотрудников не распускать. Так выдерживали. Весной, когда продукция начинает продаваться, мы гасили долги.

Развитие началось позже: Карманов взял кредит и подвёл ЛЭП к пилораме на далёкой окраине села у леса. Раньше электричество приходилось вырабатывать дизель-генератором – мощностей его уже не хватало, да и дорого это. Никита, видимо, проактивный человек – не стал просить об электрификации местную администрацию, а снабдил территорию энергией сам. Потом на другой кредит построил магазин. Говорит, без займов бы не справился. Но положительного отношения банков нужно было ещё добиться.

— С начинающими предпринимателями банки не хотят сотрудничать вообще, — рассказывает Карманов. — Им нужно, чтобы бизнес работал хотя бы год, полтора. Даже если два-три года работаешь, банки всё равно крайне неохотно выделяют деньги на развитие.

— Пришлось обратиться в фонд микрозаймов. Так и сделал себе хорошую кредитную историю. В общей сложности обращался туда пять раз и всегда досрочно гасил долг. Брал от 350 тысяч до 1 млн рублей.

Если надо – Никита сам встаёт к пилораме. Надо – пошёл сам ремонтировать грузовик. Работник заболел – директор Карманов легко встаёт на его место. Даже здание магазина бизнесмен строил сам. Буквально. Сейчас заканчивает строить столярный цех. Будет делать и продавать столы, стулья, кровати, окна. Эскизы мебели берёт из интернета, краснодеревщики их воплощают в готовый продукт. В Косихе бизнесмену уже стало тесно: все изделия в районе населением в 16 тысяч не продашь, поэтому Карманов планирует выходить на рынок Барнаула.

Магазин Карманова называется «Душа дома». Бренд не собственный – знакомые из барнаульского торгового дома «Гратис» предложили повесить на заведение вывеску их сети. За это дали хорошую скидку на хозтовары. Скоро бизнесмен станет также дилером «Новэкса» в Косихе и официальным продавцом от компании, производящей мототехнику. Куда конкурентам-односельчанам до такой активности?

5
На двух предприятиях Карманова работает около 30 человек. Все — круглогодично. Зарплата, как говорит предприниматель, по местным меркам «неплохая».

— Мы в Косихе стали третьими – уже есть два магазина с хозтоварами, все местные, — объясняет Карманов. — Чтобы понять, почему люди идут за покупками к нам, надо зайти в другие магазины. Один из них, например, как каземат: низкие потолки, узкие стены, проходы. Товар, который нужен, найти невозможно без помощи продавца. В «Душе дома», как видите, всё наглядно и просторно. И вопрос цены тоже в нашу пользу – у нас дешевле, чем у всех из них.

Какая будет прибыль, Никита сказать затрудняется. Его предприятие полного цикла (производство – продажа) существует чуть больше месяца, выводы делать сложно. Но для сельского бизнеса, будь то фермерство или торговля, есть одна закономерность: если работаешь, то урожай будет.

— Не понимаю ленивых, — сетует Карманов. — Например, взять некоторых наших фермеров. Человек посадил пшеницу, а лето оказалось дождливым, осень дождливой – не успел убрать урожай. Тогда люди приходят к нему, предлагают: давай мы уберём твоё поле, скотину кормить будем, нам хорошо, и тебе услуга. А фермер то ли из-за лени, то ли из-за жадности отвечает им: нет, пускай всё уходит под снег.