Чт. Апр 25th, 2024

Роялофон, часы из Парижа и машина, дающая громадные барыши

Роялофон, часы из Парижа и машина, дающая громадные барыши

«Капиталист» открывает новый цикл заметок, которые будут посвящены истории рекламы, прежде всего дореволюционной. В первом выпуске мы решили изучить объявления столетней давности в газетах «Сибирская жизнь» и «Обская жизнь».

Избитая фраза про то, что всё новое — это хорошо забытое старое в рекламной сфере является одним из основных принципов её работы. Всё уже придумано до нас и с относительным успехом применено на практике. Есть, пожалуй, какие-то лишь особенности эпох, но общая стратегия рекламистов начала XX или начала XXI века — одинакова. Главная задача, конечно же, продать товар или услугу, играя на различных чувствах и эмоциях потребителя.

Давайте взглянем на газеты образца 1905 и 1911 годов, которые читали по всей Сибири — в Новониколаевске, Томске, Барнауле, и попробуем провести своеобразный бизнес-линч.

Удивительно, но значительная часть рекламных сообщений столетней давности касалась всевозможных технических новик. Торговое товарищество “Герасим Иванович Гадалов и Ко” предлагало сибирякам “первые в мире самозажигающиеся фонари и лампы. Предприниматель особенно подчеркивал, что это экономично, безопасно, просто в использовании и не требует дополнительного сервисного обслуживания. Нейминг гаджетов доставляет отдельно – “Самосвет” и “Светоч”.

Музыкальное отделение магазина П. И. Макушина в Томске предлагало покупателям приобрести роялофон. Это конечно, не айфон, но инструмент мог “заменить оркестр или пианиста в бальных залах” и имел функцию проигрывания “с удивительной точностью всех новых и общепринятых танцев”. Цена инструмента по тем временам была высока – целых 180 рублей.
рояль

Тот же господин Макушин продавал и весьма классические музыкальные инструменты – рояли и пианино. Реклама примечательно в первую очередь тем, что предприниматель начала XX века уже понимал, что такое, условно, “немецкое качество” или “японская сборка”. Он знал, как надо преподнести товар, поэтому рояли у него от фирмы “Я. Беккер и К. Шредер”. Ведь рояли от какой-нибудь компании “Ивашкин и Ферапонтов” продавались бы с меньшим успехом. Немаловажно было помесить в рекламный модуль герб с двуглавым орлом. Это добавляет некой основательности.
пианино

Аналог современных приписок вроде “Скидка” или “Низкие цены” в дореволюционной Сибири – это фраза “Цены дешевыя”. Вроде бы ни к чему не обязывающие слова, но они присутствует на многих объявлениях той поры.
скобы

А вот совершенно замечательный образчик рекламы вроде той, что кричит – “Мгновенный доход!” и “Работа для активных!”. Неизвестный нам житель Варшавы предлагает получить доход до 4000 рублей в год. Что же для этого нужно? Всего лишь приобрести “машину для выделки приятного вкусового продукта, имеющего повсеместное ежедневное употребление”. Дело же “весьма доступное и дающее громадные барыши”. Вот так ловко рекламодатель обходит упоминание алкоголя и какого-то самогонного аппарата. Кстати, современные предприниматели тоже используют эвфемизмы вроде “пенных напитков”.
барыши

Ещё один бич современных газет, это различные объявления о чудо-лекарствах и препаратах. Сто лет назад жителям Сибири предлагали все те же самое. Например, крема для “обезволосывания кожи”. Практически дореволюционных эпилятор.
волосы

Много в местных газетах было “федеральной рекламы”. Бизнес из европейской части России активно искал рынки сбыта в Сибири, поэтому просто бомбардировал не сильно искушённую провинциальную публику рекламой своих товаров. Вот, например, московские “новейшие модные духи”.
духи

Алкогольные напитки – коньяк Шустова, шампанское “Кристалл”, грузинские вина. Поставщик представляет Еленендорф – немецкое поселение на Кавказе, жители которого специализировались на выращивании винограда и производстве спиртного.
коньяк

До Сибири добрались даже одесситы, торговавшие здесь папиросными книжками. “Опасайтесь подделок!” – говорит фирма “Фридрих Кроне и Ко”, но мы то знаем, что вся контрабанда делается в Одессе на Малой Арнаутской улице.
одесса

Сейчас каждая газета с объявлениями пестрит рекламой установки пластиковых окон и монтажа натяжных потолков. В начале XX века актуальными были – домашний водопровод, ватерклозет и ванна. Домовладельцам допускалась рассрочка платежа. Конкуренция на рынке заставляла компании быть более гибкими.
сантехника

Впрочем, уже тогда бизнес использовал и “серые схемы”. Владелец томской гостиницы “Россия” столкнулся с недобросовестной конкуренцией, поэтому прямо в объявлении просил “извозчикам на вокзалах не верить о том, что комнаты заняты или ремонтируются”.
гостиница

“Требуйте верные и прочные часы! Не гонитесь за другими дешевыми часами! Хорошие часы всегда имеют свою стоимость!” Этой “последней новостью Парижа” мы и хотим закончить подборку дореволюционной рекламы, поскольку к этой фразе ни убавить, ни прибавить. Она бы и сейчас была весьма актуальна.
часы

По материалам газет “Сибирская жизнь” и “Обская жизнь”.