Сб. Апр 20th, 2024

«Это чуть-чуть другое. Это от коровы и сразу на стол». «Капиталист» побывал у владельца торговой марки «Варварино лукошко», и расспросил о прелестях сельского бизнеса, и о том, почему у производителей натуральных продуктов нет перспектив развития.

– Здесь, конечно, первое впечатлило, что коровы, телята, поросята ходят свободно, вольно. То есть это такие признаки изобилия сельского, – делится Владимир Никитченко.


Владимир Никитченко сменил китайскую еду на алтайские натурпродукты.

По современным меркам, он вполне может сойти за дауншифтера. Долго жил в Москве, строил карьеру ресторатора. Последние годы перед отъездом возглавлял небольшую сеть китайских ресторанов «Бамбук», строил большие планы по расширению бизнеса. Но внезапно он все бросает и переезжает в Алтайский край. Сначала в Барнаул, а спустя несколько месяцев и вовсе поселяется в Куягане – отдаленной деревне, в которую ведет разбитая щебеночная дорога, и в которой совсем нет сотовой связи.

– Динамика надоела, жизнь – она же не сильно длинная штука. Стал не очень хорошо физически себя чувствовать, постоянно в машине, силиконовая пища, на второй этаж начал на лифте ездить. И что-то я постеснялся дальше так жить. Ну не моя динамика, я все-таки сельский человек, наверное.

Бабка с флягой
Народная тропа к пункту приёма молока никогда не зарастает.

Этим утром к дому Владимира Никитченко выстроилась очередь. Последние три года для него это вполне нормальная ситуация. Половину своего дома он оборудовал под пункт приемки молока и под цех переработки. «Живет на работе» – это, без преувеличения, про него.

– Просто мне пришла мысль дать потребителю молочную продукцию «как от бабушки», но главное, чтобы качество было стабильно хорошим. Я сам сделал чертежи, по моим чертежам построили этот дом с цехом, оборудование заказали. И прецедента такого не было. Я нигде не видел подобных мини-цехов. Сейчас вот по нашему подобию уже четыре таких цеха строится в крае. Люди приезжают, консультируются, я с удовольствием всех принимаю. Мы некий прецедент создали – мини-цеха без глубокой переработки.

Ему надо было и впрямь сломать стереотипное представление о молочной переработке. Люди привыкли к двум крайностям: или большой завод – то ли с молоком, то ли со сплошной химией, или молочко от бабушкиной коровки – натуральное, но непонятного качества. Никитченко предложил компромиссный вариант.

Цех 2
Цех у Владимира Никитченко действительно небольшой.

– Всегда была мысль о том, что в городах некачественные продукты, продукты глубокой переработки. Хорошего молока не купить, кроме как на рынке, да и то рискуешь. Хорошего мяса не купить. Люди в наш век, скажем такой индустриальный, хотят наверное питаться натуральными продуктами. Сейчас у нас единственная обработка – пастеризация. Молоко пастеризуется, сливки пастеризуются, но без глубокой термической обработки, без добавок каких-либо пищевых, которые продляют срок годности, которые стабилизируют. Продукт полностью натуральный.

В Куягане есть еще одно молочное предприятие – маслосырзавод. Своей продукцией они не конкурируют – у завода твердые элитные сыры, у Никитченко молоко, творог, сметана и сливки. Борются они за поставщиков молока. У каждого заказы на несколько месяцев вперед, но каждому не хватает сырья.

Корова
Коровы, пасущиеся на лугах, дают молоко, идеально подходящее для изготовления сыра.

– Барнаул – город большой, его натуральным продуктом не обеспечишь. Наша молочка находится в верхней ценовой планке, ну и у нас ее не хватает. У нас постоянно недопоставка от того, что мы не можем просто больше произвести. А расширяться мы тоже не планируем. Я опасаюсь, что это отразится на качестве. Мы не можем конкурировать с большими предприятиями, с большими заводами перерабатывающими. У них тоже, конечно, есть достойная продукция, но это чуть-чуть другое. Это от коровы и непосредственно на стол.

Владелец «Варвариного лукошка» просчитывал вариант и с открытием собственной фермы. Но затраты на ее строительство и содержание могли бы окупиться в том случае, если коров усиленно кормить специальными пищевыми добавками, искусственно стимулировать надои. А это будет уже не натуральный продукт. В таком случае Никитченко рискует потерять гораздо больше, чем приобрести – своих постоянных клиентов, которые стоят в очереди именно за этой натуральностью.

С одной стороны, для такого производителя вроде бы тупиковая ситуация. А с другой – экопродукция по своей философии и не может быть массовой. Можно снимать сливки здесь и сейчас, но на большее не рассчитывать.