Чт. Апр 25th, 2024
Как «Яндекс» снимает панорамы на Алтае

В 2014 году «Яндекс» отснимет пейзажи не только Барнаула и Бийска: в новый проект «Заповедники России» войдут кадры Горного Алтая. Как снимаются панорамы для сервиса «Яндекс.Карты», и можно ли разместить на снимках рекламу – в репортаже «Капиталиста».

Мы встретились с «фотографами» на Ороктойском мосту Республики Алтай, когда они работали в Горном уже несколько дней. За это время отснято Телецкое озеро, Чемальская ГЭС, остров Патмос и другие достопримечательности региона. В Сибирь команда компании «Нек4» для съёмки фотопанорам приехала из Москвы на машине: автомобиль в их случае — это не только средство передвижения, но и рабочий «инструмент».

— Командировки у нас могут занимать несколько месяцев, — говорит специалист «Нек4» Сергей Бобак. — Съёмка панорам — это процесс не только длительный, но и затратный, поэтому за один рейс мы пытаемся охватить как можно больше объектов из плана.

На Алтае московская компания «Нек4» до этого не была, зато теперь знает достопримечательности лучше любого регулярного туриста. Команда снимает панорамы для сервиса «Яндекс.Карты». С интернет-гигантом компания работает далеко не над первым проектом: на их счету съёмки панорам во многих городах России, странах Европы. Как говорит Сергей Бобак, объём работы «Яндекс» обеспечивает такой, что других заказов «Нек4» может уже не брать. И не берёт: на содержание компании и команды хватает не только объёма работы, но и суммы контракта.

2014 год для картографов «Яндекса» — год особый. Именно на это время запланировано обновление панорам многих городов страны. Кроме того, началась работа над проектом «Заповедники России»: съёмка природных достопримечательностей страны.

фото 1 (1)
Панорамомобиль на Ороктойском мосту в Республике Алтай

Помимо Горного Алтая, в первой очереди проекта появятся панорамы меловых гор в Воронежской области, гор в Пятигорске, озера Байкал и природы Карелии.

— Раньше мы снимали панорамы только городов, — говорит руководитель группы геоинформационного контента «Яндекса» Николай Калашников, — и если природные достопримечательности попадали в кадр, то только как часть городов. Теперь мы затеяли такой масштабный проект.

«Заповедники России» — это совместный проект «Яндекса» и российского подразделения Ford. Автомобильная компания предоставила машины, на которые «Нек4» устанавливали оборудование для съёмки панорам.

Панорамомобиль — это, как правило, обычный автомобиль, сверху которого расположены четыре камеры, направленные в разные стороны. Камеры упаковываются в водонепроницаемый футляр и крепятся к крыше на специальную конструкцию. Техника подключается к ноутбуку и управляется из салона автомобиля: сотрудник компании сам спускает «затвор», когда машина оказывается в определённом месте. Путь движения автомобиля определяет «Яндекс» и выдаёт карту с указанием мест, в которых нужно сделать кадр. После того, как локация отснята полностью, кадры отправляются на склейку. Затем «Яндекс» их обрабатывает — и уже тогда они появляются в сети. В интернет-гиганте за панорамы отвечает около десяти человек.

фото 4

Стоимость создания таких панорам «Яндекс» не раскрывает. Делаются они на камеры разрешением в 100 мегапикселей. Раньше использовались камеры с 15-мегапиксельной оптикой, сейчас качество изображения должно возрасти многократно. Это позволит разглядеть больше деталей на картинке, — говорят в «Яндексе».

— Панорамы городов мы обновляем в среднем один раз в три-четыре года, — говорит Николай Калашников. — У панорам, мы считаем, есть две задачи: с одной стороны это возможность посмотреть достопримечательности тем, кто не может приехать и увидеть их вживую. С другой стороны — это и навигация по городу. В Москве, да и других городах, по панорамам смотрят, как проехать в то или иное место, где припарковаться.

Брак в панорамах возможен только технический: например, если изображение получилось смазанным или фрагменты панорамы неправильно склеились. Случайные или специально созданные курьёзные снимки оставляют, как есть.

— Нередко люди, когда узнают, что «Яндекс» в городе снимает панорамы, специально организовывают какие-то флешмобы, чтобы попасть в кадр, — рассказывает Калашников. — Мы такие кадры, как правило, оставляем.

168594
Курьёз на панорамах «Яндекс.Карт». Улицы Анапы

Как говорит Калашников, возможности коммерциализации панорам в «Яндексе» практически не рассматривают. «Карты» и все производные — это исключительно сервисы для пользователей, и сервисы эти создают лояльность для компании в целом. Был лишь один опыт рекламы на панорамах: фирма, продающие кроссовки, размещала информацию о себе. Но, по признанию «Яндекса», вряд ли это можно поставить на поток.

— Вообще, в кадр попадает, как правило, вся наружная реклама, которая имеется на улицах, все вывески, — говорит Николай Калашников. — К нам даже нередко обращаются, чтобы мы пересняли какой-то участок города: например, на магазине вывеска уже сменилась, а в панорамах она на несколько лет остаётся в прежнем виде.

фото 5
Так выглядит интерфейс программы и карта, с помощью которых «Нек4» снимают панорамы для «Яндекс.Карт»

Панорамы Горного Алтая, как и других природных достопримечательностей, появятся на «Яндексе» осенью этого года. Кроме того, компания впервые снимет улицы Горно-Алтайска и Бийска. А также обновит барнаульские панорамы, которые за четыре года уже успели устареть.

Фото — kapitalist22.ru и maps.yandex.ru