Чт. Апр 25th, 2024
Никто не пишет

Бизнесу будет сложнее рекламировать услуги через SMS-рассылку: скоро вступят в силу поправки в закон о связи. Некоторые «спамеры» от алтайского бизнеса уже начали отказываться от SMS-рекламы. Другие — готовы сделать шаг в сторону закона.

В начале июля управление ФАС по Алтайскому краю обвинило автосалон «Реал Моторс» в ненадлежащей рекламе. На компанию пожаловался бывший клиент: он неоднократно просил автосалон прекратить рассылку ему SMS-сообщений, но реклама так и продолжала поступать ему на мобильный. «Реал Моторс» считали, что устного заявления от клиента недостаточно, и от рассылки SMS-рекламы можно отказаться только через письменное заявление.

Этот случай, когда клиенту «Реал Моторс» пришлось самому доказывать «противоправный» характер SMS-рассылки, может стать последним в Алтайском крае. Теперь, прежде чем слать SMS, компании должны будут доказать, что клиент согласен получать сообщения. В начале июля Госдума в окончательном чтении приняла закон о запрете «нежелательных» SMS-сообщений. То есть тех, на получение которых абонент не давал согласия.

Напомним, по действующему законодательству, сотовый оператор не имеет права ограничивать рассылку сообщений, даже если есть информация, что на получение SMS абонент не соглашался. Теперь компания должна не только заручиться нужным согласием своего клиента, но и заключить договор с оператором связи. Кроме того, абонент может потребовать от оператора прекратить доставку сообщений от какого-либо отправителя.

SMS-рассылки — весьма популярный вид рекламы среди компаний Алтайского края. В регионе работает ряд компаний, которые предоставляют программы для рассылки SMS-сообщений.

Сервис даёт лишь техническую возможность SMS-рассылки. Заказчик должен иметь собственную базу контактов и согласие клиентов на получение SMS-сообщений.

Как рассказали «Капиталисту» в одной из компаний, которая предоставляет такие сервисы, в обращениях от заказчиков недостатка нет.

— Звонков от потенциальных пользователей наших сервисов поступает очень много, — говорит Наталья Маркова, сотрудник компании, предоставляющей программы для рассылки. — Однако повторных обращений для заключения договора о сотрудничестве меньше, так как звонки поступают в основном от тех, кто хочет незаконно осуществлять рассылку. Либо у них нет своей клиентской базы, либо нет согласия клиентов на рассылку.

Прежде чем давать доступ к сервисам, по словам Марковой, компания просит заказчика предоставить анкеты с согласием абонентов, а также другими способами пытается контролировать, чтобы сообщения не были явным спамом.

Чаще всего SMS-рассылками пользуются фирмы Алтайского края, которые работают в сфере торговли и услуг. Наиболее активны — службы такси, салоны красоты, банки, компании по доставке еды на дом и другие.

[one_half last=”no”]
В своих SMS такси «Весна» писала: «Мы тоже не любим спам, но у нас действительно дешёвое такси»[/one_half]Барнаульская служба такси «Весна», которая появилась на рынке три года назад, долгое время рассылала SMS-рекламу жителям края — даже тем, кто никогда их услугами не пользовался. Однако теперь в компании эту практику решили прекратить.

— Когда мы узнали о том, что будут внесены поправки в закон, сразу перестали заниматься SMS-рассылкой, — пояснили «Капиталисту» в службе такси «Весна». — У нас действительно не было согласия на нее от получателей. База контактов составлялась из номеров клиентов, которые пользовались нашими услугами.

Некоторые алтайские компании изначально старались заручиться согласием на получение SMS-рекламы клиентами. В сети фитнес-клубов «Сафари» «Капиталисту» сказали, что со вступлением в силу нового закона для компании ничего не изменится: согласие или отказ от рассылки клиенты дают при оформлении клубной карты.

— Когда к нам приходит клиент, он заполняет анкету, в которой есть графы о подтверждении его согласия на рассылку, — говорит специалист по маркетингу и рекламе сети «Сафари» Юлия Гес. — Но у нас чаще практикуется индивидуальная работа с каждым клиентом: об изменениях и акциях мы сообщаем клиентам лично.

Отдельным видом бизнеса стала не только сама SMS-реклама как услуга. Некоторые компании стали продавать базы данных клиентов. Они могут предлагаться пакетами – несколько тысяч рублей за список из сотен телефонов. При этом у ряда фирм можно выбрать возраст, пол и другие характеристики абонентов. В барнаульском сегменте сайта объявлений AVITO таких предложений сразу несколько.

Одна из компаний сообщила, что их клиентская база нарабатывалась барнаульским секонд-хендом три года и состоит из 800 человек. Стоимость ее — 5000 рублей, и предоставляется она в электронном виде. Компания гарантировала, что клиенты из этой базы давали согласие на распространение и обработку персональных данных.

[one_half last=”no”]IMG_4119_resize
В декабре 2013 года ФАС улучил в незаконной рекламе барнаульского предпринимателя, который рассылал сообщения о салоне красоты и частном детском саде[/one_half]Другая компания просила 2 рубля за один контакт из двадцатитысячной базы жителей Барнаула. База собрана несколькими фирмами города, и помимо телефонных номеров в ней значатся фамилия, имя, отчество клиента и адрес электронной почты. Авторы объявления тоже уверяли корреспондента «Капиталиста», что абоненты давали согласие на работу с данными.

Продажа баз с контактами может быть и законной, но лишь в двух случаях. Первый — если новый владелец базы данных получит согласие «купленных» клиентов. Второй — если согласие клиента или договор с сотовым оператором изначально предусматривали возможность перемены лиц, которые будут рассылать рекламу. В остальных случаях — оператор имеет право заблокировать рассылку самостоятельно или по обращению абонента.

Мобильные операторы стали реагировать на спам по SMS ещё в прошлом году и создавать собственные сервисы по борьбе с «нежелательными» рассылками.

— У нас уже с 2013 года работает бесплатная SMS-линия, куда наши клиенты могут пересылать все подозрительные сообщения. Эта информация рассматривается как претензия от абонентов, проводится ее анализ и, в случае выявления нарушения условий договора, в отношении нарушителей предпринимаются необходимые действия, — говорит Ирина Борисова, представитель барнаульского филиала «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). — В результате только за девять месяцев 2013 года было получено 70 тысяч сообщений, более 50 тысяч из которых – с подозрением на спам.

Новые нормы существенно усложнили бизнесу рекламу через SMS-рассылки. Однако пока ещё законными остаются «скрытые» согласия клиентов, когда факт рассылки прописывается в договоре или другом документе мелким шрифтом. Впрочем, и этот пробел в законодательстве скоро будет заполнен: Госдума рассматривает поправки в закон «О защите прав потребителей». В поправках этот вопрос урегулирован и приписки мелким шрифтом будут запрещены. Так что у компаний, которые рассылают SMS незаконно, есть ещё несколько месяцев на «отладку» процессов.

В качестве заглавной иллюстрации использована картина Ильи Репина «Запорожцы», которые, как известно, пишут письмо турецкому султану. Этого письма турецкий султан явно не ждёт.