Пт. Мар 29th, 2024
Хижина телекома

Интернет-провайдеры Алтайского края сталкиваются с трудностями: управляющие компании усложняют «вход» в дома, вводя необоснованные поборы. Операторы ждут, когда отношения с коммунальщиками упорядочат — примут поправки в различные законы.

Застройщик одной из новых жилых многоэтажек в центре Барнаула хотел сделать, как лучше, а получилась тупиковая ситуация. Чтобы не портить вид дома снаружи и не завешивать подъезды проводами и кабель-каналами, застройщик сам построил инфраструктуру для интернет-провайдеров от входа до каждой квартиры. Затраты получились немалые — более 600 тысяч рублей — поэтому инвестор захотел их окупить, а полученные деньги направить управляющей компании, которую сам создал для этого же дома. «Входной билет» получился стоимостью около 6 тысяч рублей за одну квартиру.

— Почти все провайдеры отказались, — сетует директор управляющей компании нового дома, который рассказал «Капиталисту» эту историю на условиях анонимности. — В итоге решили: пусть интернет-оператор наше оборудование арендует. Нашёлся только один, который согласился отдавать процент от выручки.

Добавочная стоимость: входной билет в дома обходится дорого

То, что директор вышеобозначенной управляющей компании смог-таки найти интернет-провайдера под такие условия, по признанию самих провайдеров, почти чудо. Телеком-операторы на затраты сверх тех, которые подразумевает само строительство инфраструктуры для дома, идут крайне неохотно. Подключение одной многоэтажки может «вылиться» компании в десятки, а иногда и больше сотни тысяч рублей. Но если упомянутая управляющая компания хотя бы предложила провайдеру инфраструктуру, то другие коммунальные «управленцы» порой просят плату исключительно за «вход».


Управляющие компании берут плату не только за аренду места под оборудование, но придумывают и другие сборы

— Мы часто сталкиваемся со случаями необоснованно завышенных тарифов, — сказал «Капиталисту» директор Алтайского филиала «Ростелекома» Сергей Лавренюк. — Помимо традиционной платы за аренду оборудования и электричества, УК и ТСЖ часто выставляют «ценник на вход», выдумывают другие поборы. Конечно, «Ростелеком» не может идти на такие условия: в итоге оборудование не устанавливается, и страдают в первую очередь клиенты.

Целесообразность: расходы отпугивают провайдеров

Однако даже на «входном билете» в дом затраты телеком-оператора могут не закончиться. Руководители провайдеров, работающих в Алтайском крае, вспоминают случаи, когда управляющие компании не только требовали помесячную арендную плату, но и её повышали.

— Есть одно ТСЖ в Барнауле на улице Антона Петрова, — вспоминает Владимир Бормантов, директор по развитию Барнаульского филиала «ЭР-Телеком Холдинг» (торговая марка «Дом.ru»), — его руководство просило 15 тысяч рублей в месяц. Жители обращались к нам, чтобы «зашли» в их дом, но мы на такие условия пойти не могли. Даже когда снизили цену до 5 тысяч в месяц, нам всё равно пришлось отказаться.

[one_half last=”no”]0_53ef7_62b4a620_origМногие операторы предпочитают «заходить» в дом по верху: управляющие компании в новостройках с этим часто не соглашаются: провода, идущие на 10-14 этажи портят внешний вид дома[/one_half]— Участились случаи повышения оплаты в два и более раз за аренду помещений: плата за один дом может доходить до 1000 или даже 2000 рублей в месяц и более, — подтверждает первый заместитель гендиректора «ТТК-Западная Сибирь» Дмитрий Васильев. — Появились и экзотичные требования со стороны ТСЖ и УК к операторам: привезти песок или бетон, вставить пластиковые окна, отремонтировать помещение и так далее. Между тем, стоимость электроэнергии, потребляемой внутридомовым узлом, составляет менее 50 рублей в месяц. После того как оператор уже построил сеть в доме, вложив в него 100-150 тысяч рублей, он не может позволить себе просто отказаться от оказания услуг и бросить инвестированные средства.

Впрочем, все интернет-провайдеры, опрошенные «Капиталистом», признаются: договориться с управляющими компаниями удаётся чаще, чем дело заходит в тупик.

— Мы просим плату за размещение оборудования, как правило, в 300-400 рублей за один дом, — говорит юрист крупной барнаульской управляющей компании. — И надо понимать, что эти деньги идут не нам в карман, а на счёт дома. С этого счёта берутся потом деньги на обслуживание и ремонт. Провайдеров сумма не отпугивает, наоборот, чтобы зайти в дом, они пытаются «перебить» цену, на которую согласились их конкуренты.

Закон и порядок: отношения с «коммунальщиками» регулируются слабо

Но если корень проблемы с управляющими компаниями кроется в отсутствии законодательства, которое бы регулировало отношения телеком-провайдеров с коммунальными «управленцами», то сама проблема «входа» оператора в дом произрастает как раз из действующего закона. По нормам жилищного кодекса, решение о том, допускать ли оператора в многоквартирный дом, должно приниматься жильцами на общем собрании. Допуск провайдера должны одобрить две трети из них. Это затрудняет подключение.

0_62497_9ece67e8_orig
Переговоры с управляющей компанией только за один дом могут длиться несколько месяцев и заканчиваться безрезультатно.

— Некоторые дома приходится согласовывать по 6-8 месяцев, — говорит первый заместитель гендиректора «ТТК-Западная Сибирь» Дмитрий Васильев, — а дома, квартиры в которых преимущественно сдаются внаем, согласовать практически невозможно. Иногда мы вынуждены отказываться от строительства сети в том или ином микрорайоне.

— Нужно понимать, что если потом кворум из двух третей подписей все же соберется, может быть упущено время, и оборудование размещено в доме по соседству, ведь провайдеры планируют свою деятельность и инвестиции, — соглашается глава алтайского «Ростелекома» Сергей Лавренюк. —  Однако есть управляющие компании, с которыми у нас сложились нормальные, деловые отношения, они выставляют нам экономически обоснованные тарифы, в чем-то идут навстречу.

Снятие напряжения: решение проблемы и новые вопросы

В конце мая 2014 года телеком-операторы на федеральном уровне просили ФАС и Минкомсвязи изменить правила доступа в многоквартирные дома. Провайдеры просят изменить Жилищный кодекс таким образом, чтобы решение о доступе к коммуникациям принималось на основании договора хотя бы с одним из абонентов — собственников квартиры. Также операторы считают, что нужно изменить Кодекс об административных правонарушениях, чтобы установить меру ответственности за дискриминацию при допуске.

— Изменения в законодательство сняло бы напряжённость процентов на 80, — говорит директор по развитию Барнаульского «ЭР-Телеком» Владимир Бормантов. — За последние два года цена «входа» в дом была в районе 300 рублей, сейчас – от 1 тысячи и выше. То есть, и операторы терпят зачастую необоснованные убытки, и люди не получают желаемые услуги. Хотя некоторые управляющие компании тоже можно понять: например, если дом обслуживает ТСЖ из активистов, живущих в нём, то деньги им брать просто неоткуда. И даже 500 рублей в месяц для них – большие деньги.

Эксперты считают, что если провайдерам упростят доступ в дома, то в многоэтажки может хлынуть поток из операторов самых разных величин. Конкуренция на рынке усилится. И жильцам некоторых домов, возможно, придётся выбирать между 4-5 провайдерами. А если необходимость упорядочивания работы с телеком-операторами не поймут управляющие компании, то жильцам придётся ещё и мириться с паутинами проводов в подъездах и лесом кабель-каналов.

Фото — Сергей Щербин / sergey-sherbin.livejournal.com и kapitalist22.ru