Пт. Апр 19th, 2024
Зеркальный синдром

Мастерская сувениров Bonjour — пожалуй, самый успешный барнаульский стартап из недавно созданных. Как подсмотреть идею и воплотить её лучше первоисточника, и почему сувениры – почти безграничная ниша — в бизнес-кейсе Анастасии Василенко и Анны Коваль.

Анастасия Василенко и Анна Коваль учились в политехническом университете в Барнауле на разных специальностях, но сошлись на одном: они начинали совместно создавать студенческое правительство в АлтГТУ. Это стало для девушек первым совместным проектом — пусть и далеко не предпринимательским.

— Мы успели поработать федеральными тренерами по студенческому самоуправлению, на очень высоких уровнях представляли свой университет. Это был хороший опыт наработки деловых качеств и в принципе организации чего-либо, ведь пришлось запускать проекты с нуля. Вот с этого, можно сказать, и началась наша дружба равная партнерству, — рассказывает Анастасия.

[one_half last=”no”]Анна Коваль и Анастасия Василенко (справа) — основатели мастерской сувениров Bonjour. Весной 2014 года проекту исполнился один год. [/one_half]Анастасия училась на туристическом направлении и параллельно получала второе высшее финансовое образование. А Анна получила специальность инженера. После вуза каждая из девушек поменяла несколько мест работы, но то, что им действительно пришлось бы по душе, они найти не могли.

— Я поработала инженером в дорожном строительстве и чуть не умерла со скуки, — говорит Анна Коваль. — Потом работала в управлении по молодежной политике: проводила, организовывала конкурсы, различные выставки, ярмарки, другие проекты. Все это было интересно, была возможность расходовать свою энергию, но понимание того, куда двигаться дальше, не приходило. И в какой-то момент пришло осознание: когда, если не сейчас, нужно начать строить свой бизнес? Ведь потом будет семья, дети, и этот процесс может не начаться никогда.

Все сложилось как нельзя лучше. В 2013 году Анастасия Василенко уходит с прежних двух работ и едет в отпуск в Санкт-Петербург. Там ее друг рассказал о своём проекте по производству декоративных зеркал, и Анастасия загорелась идеей. Этот бизнес-проект для девушек стал, говорят они сами, «бесплатной франшизой»: друг рассказал, как найти поставщиков, какие нужны материалы, предложил шаблоны первых изделий.

IMG_0024
Сначала мастерская Bonjour специализировалась только на сувенирах из зеркал, однако потом девушки приобрели оборудование для изделий и из других материалов

Так появилась дизайн-мастерская Bonjour. Общими усилиями на старт бизнеса девушки собрали 50 тысяч рублей — деньги пошли на покупку расходных материалов, аренду офиса. Через социальные сети нашли первых клиентов: за первые два месяца девушки получили около двадцати заказов. Их они выполняли, пользуясь услугами подрядчиков: своего станка у Василенко и Коваль пока не было.

Первые вложения окупились через три месяца. Тогда девушки почувствовали, что бизнес требовал развития и, конечно, ещё больших финансовых вливаний. Поэтому девушки решили воспользоваться господдержкой.

Девушки подали на грант краевого управления по предпринимательству на открытие собственного дела — и получили 300 тысяч, на которые они приобрели станок. По словам бизнес-вумен, это значительно расширило их возможности в работе с материалом и сократило издержки производства на 40 процентов: платить подрядчикам уже было не нужно. В 2013 году Анастасия и Анна заняли 3 место на молодежном форуме АТР в номинации «Лучший бизнес-проект» и получили поддержку в 25 тысяч рублей. Потом стали лидерами в номинации «Женское предпринимательство» в конкурсе «Молодой предприниматель России».

IMG_8813
Анна Коваль и Анастасия Василенко специализируются на мелких сувенирах, а также на интерьерных элементах

Девушки вспоминают о том, как они впервые определили цену на готовое изделие: просчитали стоимость материалов, затраты на доставку и упаковку, сориентировались на лидеров рынка в интернете. Но после того, как арендовали офис и вложились в создание интернет-магазина и рекламу, девушки, подсчитав доходы и расходы, поняли, что их бизнес выходит «то в ноль, то в минус». Анастасия говорит, что они упустили важные детали: не просчитали объемы продаж, затраты на точки сбыта. Анастасия и Анна пересчитали себестоимость готового продукта и их дела наладились.

— Это было для нас хорошим опытом, — вспоминает Василенко. — Сейчас объемы увеличиваются, и в этом месяце мы наняли двух первых постоянных сотрудников. Мы поняли, что уже давно не занимаемся стратегией, а только успеваем перерабатывать заказы, которые приходят, поэтому и возникла необходимость в постоянных работниках. Но периодически мы нанимаем на крупные проекты и ещё дополнительных сотрудников, которые или собирают изделия, или упаковывают — это в итоге выходит нам дешевле, чем если бы всем занимались мы.

Ассортимент продукции со временем стал шире. В Bonjour за созданием бизнес-сувениров обращаются различные компании, для оформления свадеб – декораторы. Дизайн-мастерская неоднократно изготовляла логотипы студенческих отрядов и статуэток для молодёжных фестивалей.

Одним из больших заказов стали статуэтки и медали для кубка чемпионки мира и Европы по художественной гимнастике Ирины Чащиной.

—У нас есть партнер — магазин «Разные вещи», — говорит Анна Коваль, — они впервые предложили из больших зеркал сделать маленькие и поставить их на магниты. Мы рискнули и сделали, а уже после этого зеркальные магниты получили распространение по всей России. Работаем и с зеркальными портретами. В России их еще нет, поэтому мы хотим внедрять их на рынок не только Алтайского края.

IMG_9914
Мастерская Bonjour стала получать и относительно крупные заказы: например, изготовление наград для спортивных турниров, оформление интерьера торговых центров в Алтайском крае

Когда бизнес только зарождался, клиентами были друзья и знакомые, а уже сейчас приходят новые заказчики и становятся постоянными. Девушки решили поддерживать связь с теми, кто делал у них заказы: они звонили своим клиентам, интересовались, понравилось ли качество обслуживания, и как «поживает» изделие. Во время звонка девушки спрашивали и о том, готовы ли их клиенты рекомендовать их работу своим знакомым. Все, с кем состоялась беседа, сказали, что готовы рекомендовать дизайн-мастерскую.

По словам Анастасии и Анны, месячные обороты компании зависят от сезонности. В те периоды, когда наступают праздники — на Новый год, 8 марта, 23 февраля — заказов становится в разы больше. Летний период же богат на свадебные заказы. За последние полгода у Анастасии и Анны на закупку материалов ушло примерно 200 тысяч рублей.

Конкурентов на рынке декоративных зеркал у мастерской Bonjour немного. Фабрики, которые занимаются обычными зеркалами, не могут составить большую конкуренцию для дизайн-мастерской. «Барнаульская зеркальная фабрика» и другие конкурируют с девушками только в исполнении стандартных форм зеркал.

IMG_7519
Выпуск сувениров с символикой городов и регионов открывают перед мастерской Bonjour неплохие перспективы расширения рынка сбыта

— У нас больше ниша декора, нежели «зеркальная», — говорит Василенко. — Мы нашли определенный стильный материал, который визуально красив и дает большие возможности в работе с ним.

Девушки хотят продолжить развивать свой проект. И скоро мастерская Bonjour, возможно, перестанет быть исключительно «зеркальной»: оборудование позволяет выпускать не только изделия из акрилового зеркала, но и работать с материалом из дерева. Анастасия и Анна говорят, что сейчас они находятся в поисках новых материалов, которые также будут использовать в работе.

Фото — из личного архива Анастасии Василенко и Анны Коваль