Ср. Апр 24th, 2024

Для особо одаренных: алтайский Минобр объяснил проблемы с доступом к дистанционному обучению

13 апреля школьники Алтайского края вернулись с затяжных каникул, в ходе которых Минобр вместе с образовательными учреждениями вел подготовку к переходу на дистанционное обучение. Однако, судя по отзывам в соцсетях, образовательная система края оказалась не готова к полному переводу учебного процесса в Сеть. Так, интернет-ресурсы зависали, из-за чего некоторым школам пришлось разрабатывать свои платформы. В краевом Минобре ИА «Банкфакс» объяснили, что зависания связаны с сетевой нагрузкой, которая многократно превысила расчетную.

С 13 апреля школьное обучение края полностью перешло в Интернет. Для этого каникулы были продлены почти на целую неделю, за которую Минобр и образовательные учреждения должны были подготовить площадку для цифровизации обучения. Очевидно, что в такие сжатые сроки создать функционирующую систему проблематично. Имевшиеся сетевые ресурсы не были рассчитаны на то, что ими будут пользоваться сотни тысяч школьников и учителей. В итоге возможности онлайн-платформ немного подтянули и подготовили учителей к дистанту, по словам министра образования Максима Костенко, мощности ресурсов выросли в пять раз. Однако этого на первых порах оказалось недостаточно. Впрочем, и сам глава Минобра не рассчитывал на то, что переход на домашнее обучение пройдет гладко и без упущений, о чем он говорил на пресс-конференции 10 апреля.

Накануне мэрия Барнаула отчиталась о переходе школ на дистанционное обучение. В краевом центре в таком режиме обучаются 80 тысяч детей. При этом в каждой школе практика дистанта индивидуальная – онлайн-сервисы выбирались индивидуально. Среди самых популярных – «Учи.ру», Российская электронная школа, «Яндекс.Учебник». При этом школа № 52 выбрала для себя платформу Moodle, на которой была организована локальная площадка и открыт собственный сайт. По словам директора учреждения Татьяны Пономаревой, официальные интернет-ресурсы сбоят из-за наплыва посетителей. «Заранее с коллегами протестировали различные образовательные платформы и пришли к выводу, что в момент всеобщего перехода на дистанционное обучение в работе интернет-ресурсов возможен технический сбой. Это сподвигло нас на создание собственной образовательной площадки», – приводит мэрия мнение руководителя школы, которая не стала надеяться на стабильность имеющихся ресурсов.

Тем не менее, на данный момент опорной площадкой для большинства школ в крае является АИС «Сетевой край. Образование». Здесь размещаются методические материалы, домашние задания от учителей и пр. Однако именно этот ресурс, судя по отзывам, сбоит чаще всего, поскольку он не рассчитан на наплыв тысяч пользователей. Родители учеников в соцсетях жаловались, что в связи с этим не могут получить домашние задания вовремя. «Это не дистанционное обучение, а издевательство какое-то. Для дистанционного обучения ничего не готово. Не знаю как у детей, а у родителей мозг взрывается», – такие мнения родителей часто встречаются в соцсетях. Впрочем, в случае сбоя педагог может направить материалы через мессенджеры или электронную почту.

Как объяснили ИА «Банкфакс» в краевом Минобре, изначально программа АИС «Сетевой край. Образование» была рассчитана на нагрузку не больше 30 тысяч подключений. При этом 13 апреля их было до 140 тысяч, в частности, 81 тысяч человек подключились одновременно. «Специалисты, используя современные технологии, сделали несколько копий с возможностью балансировки сетевой нагрузки. На сегодняшний день ситуация стабильная, все работает, проблемы решены», – уверили в министерстве.

Что касается самого образовательного процесса, то в отличие от обычного режима, на дистанте сокращено взаимодействие с преподавателем. Учителя ведут онлайн-уроки по 20 минут для начальных классов и по 30 минут для старших. Всего в день занятия идут по 2-2,5 часа, после чего ученики выполняют задания. Однако к педагогу можно обратиться за личной консультацией, если что-то непонятно. В связи с этим нагрузка на педагогов также достаточно высока. Другой вопрос – практические предметы вроде физкультуры или технологии. В разных школах преподаватели придумывают свои методики, к примеру, просят учеников записывать упражнения на видео. Впрочем, многие просто переходят на теоретический материал.

Судя по соцсетям, в это время многое ложится на плечи родителей, которые также оказались не готовы проводить со своими детьми так много времени за учебниками. «Школа переложила ответственность на родителей сейчас! Лично мы с женой не учителя, мы не обучены этому, а сейчас такая ситуация, что нам скидывают задания и мы должны фактически обучать своих детей! Разве это норма?» – возмутился один из барнаульцев.

При этом для многих родителей школа оказалась даже большим испытанием, чем для их детей: «Первый день дистанционно. У меня двое детей, второй и восьмой класс. Я уже рыдаю. Это дурдом полный. К 30 апреля психушка мне обеспечена», – заявила одна из матерей. Бурные обсуждения школьных тяжб также разворачиваются в родительских чатах в мессенджерах. Обычно в них жалуются, что уроки приходится делать сквозь слезы до позднего вечера. Впрочем, эта проблема скорее психологического или семейного характера: оказалось, что многие родители просто не готовы проводить столько времени со своими чадами и воспитывать в них самостоятельность.