Ср. Апр 24th, 2024

Кто даст денег на новые мусорные полигоны в Алтайском крае

Кто даст денег на новые мусорные полигоны в Алтайском крае

Андрей СтрелковскийФото: Антон Федотов/altairegion22.ru

Вопрос обращения с отходами с начала нашумевшей мусорной реформы стал одним из самых обсуждаемых на всех уровнях власти: от муниципалитетов до федеральных министерств. Не обошел он стороной и Алтайский край. Два мнения о том, за чей же счет должна появиться необходимая «мусорная» инфраструктура, прозвучали на заседании правительства региона 9 декабря.

Позолоти ручку

Основной темой заседания стала реализация профильного закона «Об отходах производства и потребления» на территории Алтайского края. И отдуваться за все то, что происходит в сфере обращения с отходами пришлось главе регионального минприроды Андрею Стрелковскому, который стал полноправным руководителем ведомства буквально на днях (впрочем, до этого он выполнял фактически ту же работу в статусе и.о.).

Стрелковский рассказал работе, проделанной минприроды за последние три года. Ведомство выявило 730 нарушений природоохранного законодательства и 485 несанкционированных свалок. Впрочем, большая часть «диких» скоплений мусора уже ликвидирована: осталось лишь 55, и они либо в процессе устранения, либо еще не истек срок добровольной ликвидации. И в целом работа ведомства, вроде как, вполне удовлетворительная.

Но как только дошло до территориальной схемы обращения с отходами и инфраструктуры, Стрелковского остановил губернатор Алтайского края Виктор Томенко. А все потому, что министр вышел на очень скользкую дорожку. Он попросил денег.

Чиновник сообщил, что Павловский район нуждается в новом мусорном полигоне: в 2024 году истекает срок «годности» полигона в Барнауле (который относится к той же мусорной зоне). Однако его создание – процедура весьма непростая. Она требует и одобрения населения, и множества профильных экспертиз. А те, в свою очередь, встают в копеечку: 3-5 млн рублей только на необходимые экспертизы.

«Они немощные стали у нас? В Павловском районе кончились все деньги? Три-пять миллионов не может найти район? Из ушей уже они (деньги – прим. ред.) лезут, не знают, как их освоить до конца года», – возмутился глава региона.

Стрелковский же сообщил: будущий полигон, по словам глав муниципальных образований, будет иметь межрайонное значение, а значит, депутаты местных органов не могу направить деньги на строительство площадки из своих бюджетов.

«Здесь же будет работать какой-то объект, где будут работать люди, которые будут получать зарплату. Объект будет получать выручку, будет платить налоги, что за постановка вопроса такая?» – засомневался в целесообразности выделения средств Томенко.

Министр же настаивал: создавать полигон за счет муниципалитетов не получится, потому что выделение средств из их бюджетов будет считаться нецелевыми расходами.

Также министр Стрелковский вопрос рекультивации краевых свалок. Так, администрация Белокурихи заключила контракт с компанией «Проект» на разработку проектно-сметной документации по устранению этой свалки на 4,9 млн рублей. Сейчас это скопление мусора включают в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Этот пункт также вызвал вопросы у губернатора

«Зачем? Вот у нас свалка. Я взял, пошел ее убрал (…). Зачем нам реестр накопленного вреда? Чтобы пойти и попросить федеральных денег? Там есть оценка, сколько это будет стоить? Убрать этот накопленный вред?» – поинтересовался глава региона.

Стрелковский на вопрос губернатора ответил неуверенно, но утвердительно: да, мол, дадут денег. А вот примерная стоимость работ пока не известна. Некий помощник министра, оставшийся за кадром, сообщил, что в Барнаульской зоне подобные работы на территории в 11 гектаров оценивали в 146 млн рублей. А в Белокурихе площадь рекультивации всего-то 3,3 га.

Завершил свое выступление министр повторной просьбой денег. В этот раз на строительство объектов по сортировке отходов. Потому как частники не спешат вкладываться в эту сферу из-за низких тарифов. которые не обеспечивают достаточную рентабельность.

Хотя один сортировочный объект, по словам Андрея Стрелковского, в крае все же ввели в эксплуатацию. Это сортировочный комплекс компании «КарьерДорСтрой» в Рубцовской зоне. У которого, кстати, весьма длительная предыстория: запустить его собирались еще в ноябре 2020 года, однако тогда этого не произошло. Кроме того, лицензию на сортировку и обработку отходов 4 и 5 классов опасности получил и оператор полигона в Заринской зоне. Сейчас готовится приказ по вводу в эксплуатацию комплекса мощностью в 20 тысяч тонн.

Утром – план, вечером – свалка

Если губернатора огорчили просьбы о выделении средств, то вот федерального инспектора по Алтайскому краю Юрия Земского больше заинтересовало, как министерство подходит к вопросу рекультивации исторически сложившихся свалок, которых насчитывается более тысячи. В особенности, есть ли некий план работы в этом направлении..

Ответ Стрелковского инспектора явно не устроил. Министр сообщил, что плана нет, а в целом для рекультивации тех же исторических свалок нужен большой объем средств. Чем вызвал у Земского весьма бурную реакцию.

«Да елки-палки, я же вас спрашиваю не о том, сколько денег надо! Вы говорите: у вас больше тысячи свалок есть, так можно план составить, как их рекультивировать и потом в бюджет края ежегодно закладывать какие-то деньги для рекультивации. А так мы говорим, что нам надо кучу денег, у нас куча свалок, но мы это не сделаем», – обрушился с критикой на министра Юрий Земский.

А министр финансов Данил Ситников обратил внимание на проблему строительство объектов мусорной инфраструктуры. То, что муниципалитеты считают выделение средств на создание межрайонного полигона неправильным, вызвало у чиновника сомнения. Ситников напомнил: по закону №184-ФЗ обязанность создания мусорных объектов за счет бюджета за властями края не закреплена. Есть и проблема мусорных тарифов: они, дескать, выше предельных размеров, а значит, их приходится компенсировать. И вообще, вопросов по теме обращения с ТКО у минфина немало.

Позже о ряде других проблем, связанных с обращением с ТКО рассказывал глава алтайского минстроя Иван Гилев. И по сравнению с ним, Стрелковский довольно легко отделался. А вот некое решение вопроса о том, кто же все-таки должен спонсировать создание инфраструктуры по обращению с ТКО в крае, похоже, осталось за рамками заседания.