Сб. Апр 20th, 2024

“Лирики” против “физиков”

Рейтинг самых востребованных профессий в Алтайском крае возглавляют… кто бы вы думали? Менеджеры по продажам, программисты, энергетики, технологи, врачи и инженеры. Но основная масса студентов по-прежнему обходит стороной “непристижные” рабочие и узконаправленные специальности.

Самый большой конкурс среди поступающих в классический университет – на экономический, юридический и социологический факультеты. А вот в списке наименее востребованных уже традиционно – физико-математические специальности.

Статистика подтверждает сказанное. В этом году в Алтайском государственном университете на специализацию “Государственное и муниципальное управление” на 15 бюджетных мест претендовало 609 человек; на “Менеджмент” – 636 человек; на “Юриспруденцию” – 375 человек на 35 мест и ещё 406 абитуриентов решили получить платное образование; на “Социологию” документы подали 465 человек и ещё 161 человек на “Организацию работы с молодёжью”.

Для сравнения, на математическом факультете того же АлтГУ желающих учиться на специализации “Прикладная математика и информатика” – 151 человек, но и бюджетных мест при этом у них 55. Да, это не самая репрезентативная выборка, но она свидетельствует о тенденциях, которые до сих пор актуальны в нашем обществе. Следует отметить, что и обучение на экономическом или, тем более, факультете социологии гораздо легче даётся, чем погружение в физику и высшую математику.

Отчасти, причина подобного перекоса в том, что у нас с 90-х годов сложились неправильные коды в обществе. Когда, например, на какого-нибудь голодающего шахтёра или бастующего учителя смотрели с жалостью и сожалением, над инженерами смеялись и при этом многие искали для своих детей будущую профессию среди юристов, экономистов, банкиров, а с недавних пор ещё и государственных служащих. Хотя, если смотреть на финансовую сторону вопроса, то порой работать крановщиком стабильнее и выгоднее, чем рекламщиком. Во время кризиса 2008 года первыми жертвами стали рекламные бюджеты и менеджеры, которые ими распоряжались, при этом строительный рынок хоть и снизил темпы на время, но не рухнул.

На последнем IT-форуме, который в начале октября проходил в Барнауле, Надежда Мекшун, руководитель направления продаж компании HeadHunters, поделилась данными из которых следует, что лидером в структуре спроса специалистов является сфера продаж (27%). Далее с большим отрывом идут: банки и лизинг (9%), информационные технологии (9%), производство (4%) и медицина (4%). Если же говорить о специальностях, то в лидерах – менеджер по продажам (15,3%), торговый представитель (5%), программист и инженер (по 3,1%).

[one_half last=”no”]
Менеджер по продажам, в большинстве случаев, это потолок для карьеры, если выше стоят учредители или собственники компании. Поэтому многие “продажники” спустя какое-то время меняют работу.[/one_half]Мы все что-то продаём, но для того, чтобы быть хорошим “продажником” – недостаточно получить диплом о высшем образовании, да ещё и экономическом. Очень многое зависит от способностей человека и его обучаемости “в полях”. Это профессия, навык в которой приобретается опытным путём. Поэтому сплошь и рядом среди менеджеров по продажам можно встретить кого угодно – от биологов, химиков, геологов до строителей и автослесарей. Конечно тут не обошлось и без перекосов в структуре нашей региональной экономики, когда одной из самых быстрорастущих сфер экономики является, например, ритейл или строительство торговых центров. Кто-то же должен обслуживать всё эти товарно-денежные потоки? Поэтому вчерашние выпускники престижных факультетов встают за прилавки, становятся офис-менеджерами или садятся на телефоны, но не все выдерживают давления или постоянно повышающихся планов продаж. Ведь этому в университете не учили.

[one_half last=”no”]150 000 тысяч
Пятилетний опыт работы, химико-технологическое образование и вот она, вакансия мечты – 150 000 настоящих рублей, не выезжая из Барнаула.[/one_half]И в ту секунду, когда очередной выпускник идёт учиться на популярную специальность или когда он хочет стать торговым представителем, чтобы побольше получать и поменьше делать, потенциальный работодатель, у которого бизнес хоть чуть-чуть отличается от продажи китайского ширпотреба оптом и в розницу, судорожно ищет хорошего технолога или талантливого программиста, которому он готов платить много. Достаточно много. И когда он не находит себе нужного специалиста он может даже начать искать его в другом регионе и уговаривать его на переезд со всеми вытекающими отсюда привилегиями, бонусами и соцпакетами. Потому что среди полутысячи социологов и специалистов по работе с молодёжью, он не найдёт себе начальника производственного отдела лакокрасочной продукции с окладом в 150 000 рублей. Усталый бизнесмен скажет – “Работать некому” и будет прав.