Чт. Мар 28th, 2024

Сегодня в Барнауле выступают Григорий Лепс и Noize МС. Первый поёт в малопригодном Дворце спорта, второй – в “Фараоне”, где поклонникам Нойза очевидно тесновато. О том, почему в городе сложился дефицит концертных площадок мы поговорили музыкальным промоутером Олегом Григорьевым.

– Олег, одна из основ бизнеса по организации концертов — это, собственно, сами концертные площадки. Есть мнение, что их не хватает…

– Их определенно сейчас не хватает. Нет площадок, которые были бы приспособлены именно для концертов и которые бы обладали адекватными ценами за аренду, имели необходимые размеры и хорошую акустику. Недавно закрылось несколько клубов, тот же «Чаплин» был одним из лучших в Барнауле. По вместимости и по своему расположению это заведение идеально подходило для концертов среднего масштаба, которыми я и занимаюсь. Ещё прекратил в своём прежнем формате работу «Колизей», считавшийся «тысячником». Дворец спорта используется очень редко, разве что для Григория Лепса или Стаса Михайлова. Есть та же «Нирвана», но ей уже больше 10 лет и она местами разваливается, при этом клуб постоянно повышает цены на аренду. Даже если поставить туда хорошую аппаратуру, то чувствуется, что помещение нуждается в ремонте.

– В чём ты видишь причину массового закрытия площадок?

– В принципе, тот же «Чаплин» был весьма популярен. Но владельцы решили на этом месте делать ресторан. Возможно, что на данном этапе ресторан выгоднее клуба и прибыль там будет больше. «Колизей» мог определённо «работать в минус», концертов там было мало. Закрылся, кстати, и «Pistols». Туда ходило по 300 человек на концерты местных групп, которым сейчас негде выступать. Мне пишут музыканты и просят сделать им концерт, а приходится делать только в «ТАССе». Клубов не хватает и выбора нет. Молодым группам негде выступать.

– Хорошо, если мы представим, что необходимое место появилось, какими оно должно обладать характеристиками?

– Нужна одна площадка-«тысячник». Сейчас есть только «Зеркало», есть «Фараон» и всё, пожалуй. В «Фараон» вмещается даже больше 1 000 человек, а в «Зеркало» до 700-800 человек. Больше таких площадок нет. С другой стороны, на такие площадки Лепса уже не позовёшь, а Noize МС или «Ляпис Трубецкой», «Мумий Тролль» и прочие — им вполне этого достаточно. Но всё равно выбор нужен. Сейчас — одна площадка и туда приходится везти музыкантов. Естественно, что нужны и площадки на 500-600 человек.

– Есть ли у публики Барнаула свои предпочтения или отличительные особенности. Ну вот, как про какой-нибудь город скажут — он «попсовый» или «рок-н-ролльный»?

– У нас есть «рок-публика», по шансону я не могу объективно судить, поскольку не сталкиваюсь с этой аудиторией, хотя по афишам видно — приезжают исполнители вроде Жеки или Елены Ваенги. Я ездил в несколько туров этой весной по Сибири и на мой взгляд, Барнаул находится на 2-3 месте по посещаемости рок-концертов, поскольку у нас есть около сотни своих музыкальных коллективов. В то же время, за Уралом на концерты ходит гораздо меньше людей, чем в европейской части России. У нас и зарплаты ниже и волна популярности того или иного исполнителя доходит года через два.

– А кто может собрать зал в Барнауле на 100% даже без дополнительной рекламы?

– В том же Noize МС все всегда уверены. Одно время он приезжал каждые полгода и собирал по 800-900 человек. Я знаю один — два случая в России, когда он собирал человек по 300-500, но это и то была вина организаторов. Все уверены в том же Лепсе. Как говорится, «сделал Лепса — купил квартиру».

– Из чего складывается работа организатора концертов и как он считает свою прибыль?

– Если организатор занимается концертами уже длительный период времени, то у него уже налажены связи с промоутерами и директорами групп. Вообще, обычно организацией занимается либо сам директор группы, он же турменеджер, либо представитель принимающей стороны. Естественно, что все мы друг друга знаем, сейчас развиты социальные сети, мы просто списываемся – вот, группа такая-то есть, если интересно, то просчитывает бюджет гастролей. Смотрим, что за группа, бывает что сразу неинтересно – говорим “нет”, если есть интерес, то мы начинаем думать – какой клуб, какую площадку сможет собрать артист, сколько денег мы можем вложить в рекламу, сколько уйдет на звук, свет, аренду площадки. Обязательно смотрим райдер, ведь в нём может быть указана куча лимузинов, пятизвездочная гостиница, которой у нас в Барнауле и нет, красные ковровые дорожки, охрана на десяти машинах и прочее. Райдеры могут серьезно отличаться у разных артистов.

Самая затратная часть расходов — это дорога, особенно авиабилеты. Далее — аренда площадки (хотя можно иногда договориться и почти бесплатно).

По гонорарам и расходам, тот же «Ляпис Трубецкой» может выйти в 500-600 тысяч рублей.

Есть средний эшелон артистов — они могут ездить десять лет подряд, хотя сейчас не находятся на пике популярности. Такие просят 50-60 тысяч. Тогда расходы на концерт с рекламой, светом, звуком и т. д. обойдутся в 130-140 тысяч рублей. Грубо говоря, берёшь сумму гонораров и умножаешь на два. Если это музыканты более высокого уровня, то нужно смотреть по звуку, по свету и прочему. Та же группа «Алиса» всегда на два дня заселяется в отель, а это хорошо ударяет по кошельку организаторов, потому что в группе человек 8-10, и всем нужны номера одноместные, суточные (по 1 500 рублей на человека). Набегает тысяч 50 лишних.

– Может быть выгоднее группы в Новосибирск возить?

– Те же «Limp Bizkit», «The Offspring» — почему их не возят в Барнаул? У них большие гонорары. Но и группа не всегда сама готова приезжать в такие небольшие города как наш. Хотя у нас все договоры и контракты. У них часто ограничено время, да и организаторы сами иногда боятся не собрать зал и уйти в минус и срочно искать деньги, чтобы оплатить артисту гонорар.

– Часто ли срываются концерты? Вот была история с Сергеем Бабкиным, гастроли которого недавно отменили, едва начав продавать билеты.

– Про Сергея Бабкина я не могу до конца сказать как было. Концертами занимались «Сибирские гастроли», если я не ошибаюсь. А гастроли отменил сам директор группы. Бывает, что уже чуть ли не договорились, уже начали продажу и просто группа говорит, что не едет. Как было с Мерлином Менсоном. Они тогда анонсировали концерт, чуть было не начали продавать билеты, а Менсон передумал. Бывает, что концерты отменяются и по другим причинам. Например, виноват организатор, особенно если он молодой и амбициозный. Он думает, ну вот, сейчас группа соберет 1 000 человек, он заработает 1 млн рублей, купит машину и квартиру, уедет жить на Бали. В итоге — приходит на концерт 100 человек, а он в последний день бегает и ищет деньги. Такие первые концерты были и у меня.

Мы делали одно выступление с приятелями, ждали много народу, но потом даже пришлось задержать концерт на час, потому что у нас не было денег заплатить остаток гонорара.

Это естественно непрофессионализм, я уже давно отношусь к концертам очень серьезно, но такое бывает у многих.

– Одна из важных составляющих организаторской деятельности — это пиар и реклама. Я всё больше замечаю, как реклама концертов уходит в социальные сети.

– Для рекламы концертов местных групп использования социальных сетей хватает за глаза. Можно добавить несколько афиш в клубах и музыкальных магазинах. В социальных сетях у меня есть база для рассылки приглашений – 10 000 человек пригласил и всё. Мало затрат и очень эффективно. А вот для приезжих музыкантов этого мало. Есть организаторы, которые напечатают две афиши и потом думают, почему они «ушли в минус». Для приезжих нужна реклама. Но всегда нужно смотреть на аудиторию. Одно дело, если это 15-25 лет, а другое дело если 35-40 лет или 50 лет, которые почти не сидят в соцсетях. В таких случаях нужна реклама и наружная, и по телевидению, и на радио (на специальной страничке-встрече “Вконтакте”, посвященной концерту Noize MC, отметилось 654 человека, которые точно пойдут и ещё 1 259 выбрали вариант “возможно пойду” – ).

– Насколько гастроли в Барнауле подвержены сезонному фактору и чем ты бы мог объяснить феномен Большого Ярового озера, куда этим летом приезжали такие музыканты, которых-то и в столицу края не затянешь?

– Лето — это период open-air`ов, фестивалей под открытым небом. Сейчас очень популярны такие мероприятия как «Кубана» или «Нашествие». В Барнауле же проводится пара концертов, в начале и ближе к осени, когда студенты находятся не на пляжах и не гостят у бабушек. Летом в Барнауле — глушь, а осенью в город едет столько групп, что бывает концерты для одной аудитории проходят подряд два дня. Мы, промоутеры, забираем друг у друга деньги. Что касается Ярового, то оно стремительно развивается. Туда чуть ли не каждую неделю приезжали артисты, минуя Барнаул. Я думаю, что организаторы там отбивали затраты. Вход на концерты — платный, а те люди, которые едут отдыхать думают — почему бы не сходить и не заплатить, раз в год потратиться, отдохнуть и попасть на выступление артиста, на которое не попадешь в своём городе.

– Тогда почему так не котируется Горный Алтай?

– Там сейчас публику развлекают в основном диджеи. За лето проводится лишь пара крупных вечеринок, а музыканты представляют собой кавер-группы вроде «25-го кадра» или «Граффити». Ну люди выпьют, послушают, музыканты получат тысяч десять рублей и всё. А на Яровом больше отдыхающих сконцентрировано в одном месте, а значит и рисков меньше.

– Если попытаться посмотреть в будущее. Куда будет двигаться этот бизнес в Барнауле и сможем ли мы когда-нибудь конкурировать с Новосибирском?

– Это будет очень сложно. Хотя в том же Новосибирске народ стал более привередлив и ходит лишь на звезд первой величины, на иностранцев. Если мы догоним соседей, то это будет очень нескоро. У нас тоже публика уже не та, что была ещё пять лет назад. Сейчас посетители концертов жалуются: «Да он каждый год ездит, схожу в следующий раз». Надеюсь, что люди станут обеспеченнее. Ведь те же студенты не могут себе позволить сходить на все группы, которые к нам приезжают. Ещё я хочу чтобы открылись новые площадки и был выбор для работы. Я – за конкуренцию. Она мотивирует работать лучше, придумывать новые рекламные ходы.

Надеюсь, что и городская администрация будет нас поддерживать. В городе большая проблема с местами под афиши. Ко мне обращались из мэрии с вопросом — «Почему ты клеишь афиши на домах»? Потому, что сделайте нам бесплатные стенды! В центре города имеется всего лишь десяток стендов. Просто тумба-афиша. А у нас есть владельцы рекламных носителей, которые берут неоправданно большие деньги за размещение. Хотя мы и там размещаем.

Не нашёл я понимания и в университетах. Прихожу я в АлтГУ, прошу повесить афишу, а мне говорят: «Плати деньги». Раньше было бесплатно. И что на концертах запрещенного? Пусть они лучше сходят на концерт, чем будут за углом пить и курить. Да, я понимаю, что в клубах этого много. Но я, например, не пью и не курю, чего и всем советую.