«Капиталист» продолжает цикл исторических материалов о том, какой была сибирская реклама в дореволюционное время. Удивительно, но за сто лет мало что поменялось. Потребители по-прежнему благоговеют перед заграничными товарами, а рекламодатели этим открыто пользуются.
Листая очередную подборку старых газет, которые выписывались в Новониколаевске, Тобольске, Томске и Барнауле, можно увидеть как большие рекламные модули отданы под различные товары весьма сомнительного происхождения. Они лучше всего оформлены, сразу же бросаются в глаза, а сопроводительный текст написан так, что от него сложно оторваться. Чудо-препараты, настоящее французское качество, диковинные механизмы и невероятные скидки. В противоположность этому, местные рекламодатели не столь изысканы в средствах и часто слишком прямолинейны в своих рекламных сообщениях.
Вот, например, продаётся конь. Просто конь из Сибири.
А так, для сравнения, рекламируется голландская фирма. «Следовало бы всякому поставить себе за правило — вместо чая или кофе пить какао Ван Гутена».
Это не единственная иностранная компания, которая пыталась выйти со своими товарами на сибирский рынок. Известный многим бренд «Нестле» предлагал купить сгущённое молоко и детскую молочную муку (здесь надо понимать что-то вроде сухого детского питания).
«Чёрная голова» — это ни что иное, как «Schwarzkopf». Компания рекламирует щёточку для выведения пятен «от пива, жира, красок и колёсной мази».
Среди этого потока известных и уважаемых компаний, попадаются и весьма странные объявления от фирм, скажем так, сомнительных. Коннотация такой рекламы читается между строк даже сейчас. Вот чудо-средство для роста волос и бороды. «Я, Анна Чиллаг, приобрела свои гигантские волосы как у Лорелей, длиной в 185 сантиметров, после употребления изобретённой лично мною помадой».
«Медицинские супероксиды развивают в желудках и кишках активный кислород озон» — продолжают тему продавцы лекарственного препарата. Обратите внимание на название компании — «Германо-американский синдикат товарищества Супероксидов из Санкт-Петербурга». Практически международная транснациональная корпорация.
Из этого же — «Санталь миди». «Эссенция парижского аптекаря, дозволенная в России». Производитель говорит, что препарат лечит не только желудок, но и «спасает от секретных болезней». Отдельно в рекламе говорится о необходимости требовать клеймо на капсулах «во избежание подражания», то есть остерегаться подделок.
Впрочем, если сибиряков не пытались развести на чудодейственные лекарства, то хотя бы различную диковинную технику, аксессуары и гаджеты. Часы из «французского нового золота» — купить пять и получи ещё одни в подарок. А ведь «французское золото» — это сплав золотого цвета из 80% меди, 15% цинка и 5% олова. Дешёвая безделушка.
Далее идёт более серьёзный товар. Практически аналог современным «Ксероксам» под названием «Шапирограф-Прогресс». Как следует из описания, аппарат может производить до 150 копий. Отдельно отмечается, что техническая новинка используется канцеляриями всех войск мира.
На бытовом уровне иностранные товары тоже преобладали над отечественными. Фисгармонии и мандолины привозили из-за границы.
Закончить подборку хотелось вот этим рекламным сообщением. «Открытые письма с видами в автотипии и фототипии». Даже обычные банальные открытки можно продать, назвав такой вычурной и диковинной фразой. Главное понимать психологию российского покупателя, который во все времена ведётся на всё яркое и имеющее иностранный флёр.
По материалам газет «Томский листок», «Сибирский вестник» и «Сибирская жизнь».