«Смешарики» подавали в суд на алтайских предпринимателей около 70 раз. Владельцы бренда «Маша и Медведь» — почти 150. Как обезопасить себя от иска, и кто всё же сумел выиграть у мульткомпаний — в колонке юрфирмы «Ветров и партнёры».
Думается, что не только детям знакомы имена Крош, Нюша, Бараш, Ежик, Лосяш, которые носят персонажи мультсериала «Смешарики». Теперь уже и представители малого бизнеса, а также их юристы знают в лицо практически всех героев и могут спокойно отличить одного персонажа от другого.
[one_half last=”no”]Партнёр рубрики — юридическая фирма «Ветров и партнёры». Оказывает услуги по защите интеллектуальной собственности, ведению судебных споров, вопросам недвижимости, налоговому праву, а также по полному юридическому сопровождению бизнеса.[/one_half]А все из-за того, что компания-обладатель прав на персонажей «Смешариков» — Smeshariki GmbH — ведет практически боевые действия с нарушителями исключительных авторских прав на персонажей, равно как и прав на товарные знаки с изображением героев. В этом нелегком деле ее смогла обойти только ООО «Маша и Медведь», которая не менее рьяно защищает исключительные права на персонажей мультсериала «Маша и Медведь».
Только за последний год в России было вынесено 1124 судебных акта по спорам с участием Smeshariki GmbH. «Жертвами» правообладателя чаще всего становятся простые индивидуальные предприниматели, которые продают канцелярские принадлежности, игрушки, одежду, аксессуары и другие товары с изображениями персонажей из известного мультсериала.
В Алтайском крае также не обошлось без жертв. В настоящее время в арбитражном суде региона ждут своего рассмотрения 68 споров, связанных с правами на известных героев. И у всех этих историй обычно один и тот же сюжет.
[one_fourth last=”no”]
Правообладатель направляет своего человека, чтобы последний собрал необходимые доказательства, подтверждающие факт нарушения исключительных прав на героев мультсериала. Для этого нужны товарный чек, видеозапись, фиксирующая процесс покупки контрафактного товара, фотографии торговой точки и спорного товара.
Несколько дней спустя предприниматель, хозяин магазина, получает официальную претензию от Smeshariki GmbH. В претензии сказано: вы нарушаете исключительные авторские права на героев мультсериала «Смешарики», или также права на товарные знаки с изображением персонажей. Из-за этого уплатите компенсацию в размере 50 000 рублей — это средний размер компенсации, заявляемый Smeshariki GmbH. А дальше тот же предприниматель получает уже судебную повестку, где фигурирует в качестве ответчика. Если, конечно, он не уплатил сумму требуемой компенсации в добровольном порядке.
Чаще всего суммы компенсаций по требованию представителей Smeshariki GmbH варьируется в пределах от 20 000 до 100 000 рублей.
На самом деле, если завязка и кульминация, как правило, в этих историях совпадают, то развязка может быть в каждом случае разная. Все зависит от того, какую стратегию поведения выберет правонарушитель. А стратегий и вариантов поведения может быть несколько.
[one_fourth last=”no”]
Еще одним вариантом поведения может стать разрешение спора мирным путем. Данная стратегия обычно используется теми нарушителями, которые признают факт нарушения, не видят слабых мест в позиции истца, а также не считают нужным тратить время и нести дополнительные судебные расходы. В результате, подписав мировое соглашение, нарушитель получает желаемое снижение размера компенсации и рассрочку платежа. Например, при изначально взыскиваемой Smeshariki GmbH суммы компенсации в размере 125 000 рублей, стороны в последующем договариваются о возмещении ответчиком 30 000 рублей с рассрочкой платежа.
[one_fourth last=”no”]
Чаще всего истец получает отказ в иске в связи с недоказанностью факта нарушения. Это означает, что он не смог доказать факт реализации конкретным индивидуальным предпринимателем контрафактных товаров. Например, в представленном истцом товарном чеке оттиск печати был нечитаемым, или на видеозаписи отсутствовали изображения, подтверждающие факт продажи контрафакта именно в торговой точке ответчика.
По одному из ранних споров с участием Smeshariki GmbH, нарушителю удалось выиграть дело в первой инстанции как раз из-за того, что представленные истцом товарные чеки содержали лишь наименования товаров «закладки «Смешарики». Указания на то, что данные товары содержат изображения персонажей анимационного сериала «Смешарики» в доказательствах не было. Правда эта позиция не спасла нарушителя в последующих трех судебных инстанциях, не разделивших мнение суда первой инстанции.
[one_third last=”no”]
В заключение хочется дать несколько рекомендаций предпринимателям. Во-первых, быть более избирательными к реализуемому товару, тщательнее проверять ассортимент на наличие признаков контрафактности. Во-вторых, в минимизации неблагоприятных материальных потерь в будущем может помочь включение в договор поставки условия о распределении рисков, связанных с нарушением исключительных прав третьих лиц. Тогда поставщик возмещает покупателю все убытки, возникшие из-за поставки контрафактного товара.
Другие материалы из рубрики «Законный бизнес» совместно с юрфирмой «Ветров и партнёры» смотрите здесь.
Заглавная иллюстрация — krassever.ru
Ювелирная мастерская «NewServiceSystems», расположенная в городе Барнаул, предлагает широкий спектр услуг по ремонту и восстановлению…
Все мы хотим проснуться первого января в отличном настроении, но при этом не можем обойтись…
Это районная библиотека и Центр культуры и досуга. Что изменится после масштабных ремонтов? vesti22.tv
Итоги телевизионного года в действии – самые результативные сюжеты 2023-го. vesti22.tv
Что предлагают продавцы, и как безопасно встретить 2024 год? vesti22.tv
Журналисты программы «Вести Алтай» поздравляют жителей края с наступающим Новым годом. Спасибо, что в 2023-м…