Пт. Мар 29th, 2024

Что случилось с барнаульским проектным институтом «Сибгипросельхозмаш»

Что случилось с барнаульским проектным институтом «Сибгипросельхозмаш»

АкцииФото: pexels.com

Вопрос собственности в современной России – дело совершенно особое. В основном из-за того, что львиная доля этой самой собственности лишь 30 лет назад перешла из государственной в частную. И нередко решение этого вопроса затягивается на годы и приводит ко множеству конфликтов. Которые становятся тем жарче, чем крупнееобъект «дележки». И один из таких конфликтов произошел вокруг барнаульского проектного института «Сибгипросельхозмаш».

Дела минувшие Что случилось с барнаульским проектным институтом «Сибгипросельхозмаш» Доходы от приватизации госимущества Алтайского края упали в прошлом году в 12 раз от плана Новости

Прообраз «Сибгипросельхозмаша», как сказано на сайте организации, появился еще в 1962 году, когда в Барнауле создали бригаду проектировщиков для пуска чугунолитейного цеха на Алтайском моторном заводе. В 1968 году в городе открыли филиал предприятия «Гипротракторосельхозмаш», который в 1974 году стал отдельной организацией. Институт пережил крушение СССР, и в 90-х годах стал акционерным обществом. Активы предприятия распределились между его сотрудниками. И все у организации, вроде как, шло достаточно неплохо. До злополучного 2008 года, когда, по словам представителей уже бывших акционеров, их фактически обманом лишили акций.

А произошло это, по данным представителей экс-акционеров, которые обратились в «Политсибру», следующим образом. В 2007 году предприятие переходило на общую систему налогообложения. Обнаружилась задолженность перед государством, которую для смены механизма нужно было закрыть.

Что и было сделано, о чем свидетельствуют результаты проверки прокуратуры Октябрьского района, куда обращались экс-акционеры (копия документа имеется в распоряжении «Политсибру»). В тексте ответа правоохранителей упомянут приказ директора института о переходе на общую систему налогообложения, и сказано, что все недоимки предприятием были уплачены.

Однако в 2008 год один из акционеров сообщил: дескать, в адрес института якобы ведется проверка. По ее результатом возможны серьезные санкции: передача государству акций предприятий. А потому их предложено было отдать в руки одного человека, что и было сделано решением совета директоров. Которое могло быть незаконным: для продажи акций нужно было общее собрание всех владельцев акций.

При этом возврат ценных бумаг коллективу был руководством предприятия гарантирован. Что, по словам экс-акционеров, подтверждают четверо уже бывших членов совета директоров, и даже человек, у которого активы оказались перед тем, как окончательно сменить владельца.

Что случилось с барнаульским проектным институтом «Сибгипросельхозмаш» Алтайские депутаты засомневались в необходимости срочной приватизации краевых ДСУ Новости

Поднял тревогу Виктор Чубара, в будущем возглавивший «Сибгипросельхозмаш». Активы передали, а затем они осели уже в руках Чубары. Однако возвращения акций их первоначальным владельцам так и не произошло.

При этом, по словам нынешнего руководства предприятия, против руководившего на момент конфликта с ФНС Вячеслава Колышкина завели уголовное дело, которое закончилось обвинительным приговором. Подтверждают эту информацию и представители экс-акционеров. Однако откуда взялась эта неуплата (если, согласно данным прокуратуры все недоимки предприятия были закрыты) – неизвестно.

При этом, как сообщают уже представители бывших акционеров, налоги были в итоге уплачены.

В краевой налоговой «Политсибру» сообщили, что в адрес предприятия не проводили проверок. Однако, эти данные, вполне возможно, попросту не охватывают события двухтысячных годов.

Впрочем, вернемся к ситуации, в которой оказались акционеры. Они, разумеется, попробовали обратиться в правоохранительные органы: и в полицию, и в следственный комитет. Однако, как уверяют представители бывших акционеров, все было безрезультатно: правоохранители особого рвения почему-то не проявили. Заявления возвращались, уголовные дела о мошенничестве не возникали.

Подливает масла в огонь и еще один факт. После того, как акции сменили владельцев, руководство проектного института продало правительству Алтайского края принадлежавшее ему здание по адресу 5-я Западная, 85. Сейчас там расположен филиал краевого Госархива. Продали постройку, разумеется, не за гроши: цена составила более 100 млн рублей. А экс-акционерам с этой сделки, увы, ничего не досталось.

Все законно

Впрочем, есть и иная точка зрения на события вокруг института. Диаметрально противоположной позиции придерживается нынешнее руководство «Сибгипросельхозмаша». Как сообщил корреспонденту «Политсибру» действующий директор организации Дмитрий Волосевич, с их точки зрения хроника событий была совсем иной.

Начало истории совпадает. Против Вячеслава Колышкина завели уголовное дело из-за неуплаты налогов. Затем же совет директоров предприятия принял решение о продаже акций по причине упомянутой опасности лишиться их вовсе.

Но уже в 2008-м родственники Колышкина подали иск в краевой Арбитражный суд о признании купли-продажи акций незаконной, но затем от иска отказались. Позднее они обратились в инстанцию еще раз. Теперь с иском об обязанности направить им обязательное предложение о выкупе данных акций. Иск удовлетворен не был.

Впрочем, экс-акционеры с формулировками руководства института не согласны. В суд обращались не только родственники Колышкина, но и в целом группа бывших держателей акций.

А в 2019 и 2020 годах после обращения родственников в правоохранительные органы на предприятии прошла масштабная проверка, которая якобы не нашла нарушений закона. Последовавший отказ в возбуждении дела истцы пробовали обжаловать в прокуратуре, но и это им не принесло результатов.

Претензии же и обращения в СМИ у нынешнего руководства предприятия вызвали серьезное возмущение.

«Беспринципность и отсутствие человеческой морали у предполагаемых недоброжелателей подтверждает тот факт, что обращение в средства массовой информации выполнено после смерти Чубары В.К. (он скончался в 2020 году – прим. ред.), а не при его жизни», – сказано в ответе организации на запрос «Политсибру».

Впрочем, в момент обращения экс-акционеров (или родственников в версии нынешнего руководства) в правоохранительные органы в 2019 и 2020 годах Виктор Чубара был жив.

Сейчас же дела у предприятия вроде как идут в гору. О том свидетельствует, например, ряд полученных им и его руководством наград. А при «старой власти» же все якобы было совсем не так: и ремонт в здании института не делали, и технику там не обновляли и т.д. Впрочем, опять же, все это лишь со слов нынешнего руководства «Сибгипросельхозмаша».

Не исключено, что в уже далеком 2008 году в момент продажи (или же передачи) акций что-то и правда было совершенно не совсем чисто. Однако сейчас вероятность того, что вопрос о владении акциями института пересмотрят, кажется крайне невысокой.

Однако возможно все. Сейчас в Алтайском крае идет дело о деприватизации акций предприятия «Кучуксульфат», одного из крупнейших налогоплательщиков региона. Оно, в зависимости от его завершения, может оказать очень серьезное влияние на то, как в российские суды в дальнейшем будут рассматривать различные дела о праве собственности на акции предприятий. И коснутся эти перемены могут и «Сибгипросельхозмаша».