Пн. Апр 29th, 2024

Дело об истязаниях в барнаульском детсаду Happy Baby снова вернули на рассмотрение суда

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел жалобы прокуратуры и родителей на решение Алтайского краевого суда по резонансному уголовному делу об истязании детей в барнаульском частном детском саду Happy Baby. Как рассказала ИА «Банкфакс» мама двоих пострадавших воспитанников, кассационный суд полностью отменил решение краевого и вернул дело на новое рассмотрение. Таким образом, апелляционная инстанция будет проводить разбирательство уже в третий раз.

В январе 2023 года Алтайский краевой суд по уголовному делу об истязании детей в детсаду значительно уменьшил наказание воспитательницам частного дошкольного учреждения, а уголовное преследование директора Елены Воротниковой вовсе прекратил. К тому же инстанция оставила родителей без компенсации морального вреда. В сравнении с предыдущими приговорами, он оказался самым мягким, поэтому прокуратура и родители пошли в кассацию. 24 августа Восьмой кассационный суд в Кемерово рассмотрел эти жалобы. Мать двоих пострадавших детей Юлия Пустовитенко сообщила ИА «Банкфакс», что суд в результате полностью отменил вердикт краевой судебной инстанции и вернул дело на новое рассмотрение. В этой связи, апелляционная инстанция будет проводить разбирательство уже в третий раз.

Напомним, что расследование уголовного дела по Happy Baby началось в 2018 году, когда в правоохранительные органы пожаловались родители пострадавших от истязаний детей. История в детсаду вызвала большой резонанс в обществе. В 2020 году ее даже обсуждали в Алтайском краевом Законодательном Собрании. Тогда еще член фракции КПРФ Владимир Попов высказал недовольство тем, что детсад не просто продолжает работать, но и открывает филиалы. Часть ответственности за это он возложил на уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае Ольгу Казанцеву, работа которой не раз подвергалась критике. «Вы в курсе, что там творилось вообще?» – задал он вопрос Казанцевой, на что та отрицательно покачала головой. «Вы не в курсе? Вам не показывали съемки, которые там велись? А я 40 часов смотрел этот фильм и ужасался тому, что там было», – негодовал он.

Первый приговор по делу был вынесен 27 декабря 2021 года Центральным районным судом Барнаула. Воспитательниц детсада – Плотникову, Посысаеву, Чегрову и Нагих – суд признал виновными в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ (истязание, совершенное в отношении двух и более лиц, в отношении заведомо несовершеннолетнего) и ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником и другим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним). Этим же приговором суда директор детсада Елена Воротникова была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей).

Воспитательницам суд первой инстанции назначил наказание в виде лишения свободы условно, а также дополнительное наказание в виде лишения права заниматься педагогической деятельностью с несовершеннолетними сроком на три года. Елену Воротникову приговорили к четырем годам лишения свободы условно, с испытательным сроком четыре года и к лишению права заниматься организационно-распорядительными функциями в образовательных учреждениях и педагогической деятельностью сроком на три года. Гражданские иски родителей были частично удовлетворены – с осужденных в пользу потерпевших взыскали компенсацию морального вреда.

Такой исход дела не устроил ни самих фигурантов, ни прокуратуру, и обе стороны подали апелляции в Алтайский краевой суд. 8 апреля 2022 года он вынес решение, изменив приговор. Так, вердикт первой инстанции о четырех годах условно для Елены Воротниковой остался без изменений, как и другие санкции. Что касается четырех воспитательниц, то, с учетом деяний каждой из них, им назначили наказание в виде условного лишения свободы от трех до пяти лет с испытательным сроком три года. Чегровой в рамках ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником и другим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним) добавили штраф в размере 30 тысяч рублей вместо обязательных работ, поскольку такое наказание не назначается женщинам с детьми до трех лет.

Помимо этого, Нагих, Посысаевой, Плотниковой и Чегровой добавили лишение права работать с несовершеннолетними на три года каждой. Первая инстанция также запретила им заниматься педагогической деятельностью на три года. Вместе с тем из приговора Плотниковой исключили один из эпизодов о ненадлежащем исполнении обязанностей, в связи с чем наказание смягчили. Время обязательных работ сократили с 280 до 270 часов. Тем не менее от них она была освобождена, поскольку истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. Также апелляционная инстанция отменила взыскания с осужденных о возмещении вреда. Было решено, что данный вопрос будет рассматриваться отдельно в рамках гражданских исков

Далее родители пострадавших детей и директор детсада пошли в кассацию. В результате 3 ноября 2022 года Восьмой кассационный суд отменил апелляционное определение Алтайского краевого суда и направил дело на новое рассмотрение иным составом суда. 20 января Алтайский краевой суд изменил приговор первой инстанции в отношении директора и воспитателя детсада: в части осуждения Воротниковой по п. «б» ч. 2 ст. 238 УК РФ, обращения взыскания на имущество, компенсации морального вреда. Уголовное дело в отношении директора он прекратил за отсутствием в ее действиях состава преступления – за ней признано право на реабилитацию и возмещение вреда. Исковые требования родителей о взыскании компенсации морального вреда суд оставил без удовлетворения.

Касательно воспитательниц суд решил уменьшить объем обвинения по ст. 156 УК РФ и исключил их осуждение по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ. Как результат – суд смягчил наказание Плотниковой, Нагих (у них условные сроки), а Чегровой заменил условный срок на штраф. Однако от этого наказания сотрудницы детсада оказались освобождены в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Размеры компенсации морального вреда, взыскиваемые с них пользу детей, суд уменьшил.

В остальной части приговор по воспитательницам остался без изменения. Речь идет о дополнительном наказании, назначенном первой инстанцией, в виде лишения права заниматься педагогической деятельностью с несовершеннолетними сроком на три года.

www.bankfax.ru