В прошлом году компания «Индустрия развлечений» Евгения Ястребова стала победителем конкурса «Экспортер года». Он рассказал, создать свою собственную игру и из каких стран заказывают производство квестов у новосибирцев

Основатель студии BrainyLab Евгений Ястребов
— Как появилась идея создавать квесты?
— До квестов я был профессиональным игроком в покер — играл в интернете и вживую, был успешным. Этот этап длился лет семь. Потом все проиграл, и было ощущение, что жизнь закончилась. Тогда мне было 26 лет. Понял, что нужно начинать сначала.
Позже я увлекся квестами. Локаций в городе было несколько десятков. В них почти не было электроники, они требовали постоянного участия сотрудников. Появилась идея сделать квесты более реалистичными и автоматическими. Тогда я и решил войти в этот бизнес. Вскоре пришло осознание, что при развитии самих квестов рынок их строительства был практически свободен. В 2015 году я основал компанию «BrainyLab».

Один из главных принципов компании — не штамповать игры.
(Фото: Brainy Lab)
— Как вы начинали?
— На старте у меня было 500 тыс. руб. Почти половина суммы ушла на аренду большого склада. Здесь по плану должен был появиться центр развлечений на 12 игр. На оставшиеся деньги я с будущей женой Софьей начал строить первую локацию.
Когда первые деньги закончились, мне пришлось продать машину и взять несколько кредитов. Первый квест, часть следующего, а также зона отдыха обошлись в миллион рублей. Еще столько же ушло, чтобы компания работала следующий год.
www.adv.rbc.ru
Первые три квеста я построил в большой минус, на следующем вышел в ноль. Первые 14 проектов моя компания просто училась строить игры. Сначала мы делали их только в Новосибирске. «BrainyLab» продвигалась через корпоративный аккаунт в Instagram и запуск агентской сети в интернете.

Компания создает игры с нуля и под ключ: от разработки сценария до монтажа на площадке заказчика.
(Фото: Brainy Lab)
Читайте на РБК Pro

Шесть правил результативного взыскания долгов с контрагентов

Из-за какого хобби в резюме вы не получите работу

Сколько стоит открыть пункт выдачи заказов

Kaк бывшие союзники Apple и Facebook стали заклятыми врагами — Bloomberg
— Как удалось выйти на зарубежный рынок?
— В 2016 году ко мне обратился бизнесмен из Дубая и заказал сразу четыре квеста. У нас стояла нереальная задача: за три месяца построить четыре квеста. На тот момент мы строили один квест два месяца! Нам повезло, что у заказчика возникли какие-то бюрократические проблемы. Где-то на два месяца они затянулись, и нам пошло это на руку.
Мне пришлось взять на себя управление стройкой. Я попросил уволить часть местных рабочих и набрать новых. Запустить четыре игры за оставшийся месяц — это нереальная задача, но я просто верил, и мы успели. В итоге к весне 2017 года проект был закончен. В Эмиратах ко мне обратились заказчики из Великобритании и Америки. С теперь пор «BrainyLab» строит игры для них и их франчайзинговых партнеров.

Первый квест, который создал Евгений, полностью управлялся электроникой. То есть, если игрок стучал в дверь, то находящийся рядом микрофон считывал стуки и дверь автоматически открывалась.
(Фото: Brainy Lab)
— Сколько человек работает в компании?
— В группе компаний Brainy работает 39 человек.
Мы формируем проектный отдел, где наши архитекторы, художники, инженеры и IT-разработчики начнут проектировать национальный парк с геймификацией для посетителей. Попробуем предложить реализовать нашу идею местным органам власти и бизнесменам.

Производство саркофага для квеста «Мумия», по сюжету которого группа расхитителей гробниц ищет королевский алмаз «Красный гигант», находящийся внутри гробницы Фароса. Максимальная стоимость производства квеста — $43,9 тыс., что составляет более 3,2 млн руб.
(Фото: Brainy Lab)
— Каких крупных успехов компании BrainyLab удалось достигнуть за последние три года?
— Самым неожиданным и запоминающимся событием было получение премии «Экспортер года в сфере услуг». Компания BrainyMX, которая специализируется на разработке приложений виртуальной и дополненной реальности, выпустила первый продукт — аттракцион BrainySpace, и готовит к релизу игру для Steam.
Я потратил год на обучение маркетингу в двух школах, так как считаю, что без знаний в сфере интернет-продвижения можно даже не думать о бизнесе.
Наши маркетологи научились продвигать технологичные товары на зарубежный рынок и сформировали компанию BrainyHIT (маркетинг и реклама). Хотим быть полезны другим экспортерам, которые только собираются выходить на зарубежные рынки.

Сначала квесты делали их только в Новосибирске. Компания продвигалась через корпоративный аккаунт в Instagram и запуск агентской сети.
(Фото: Brainy Lab)
— Работа над каким из квестов была наиболее запоминающейся?
— Мы построили хороший проект из пяти игр в центре Вены, в Австрии. Он находится рядом с домом, где жил Моцарт. Один из сценариев — ограбление музея. Задача игроков состоит в том, чтобы украсть картину Густава Климта «Поцелуй». Нашим художникам-декораторам пришлось посетить музей перед началом работ, чтобы повторить интерьер музея в локации.

На изготовление квеста с кражей картины команда BrainyLab потратила три месяца и полтора месяца на установку.
(Фото: Brainy Lab)
Для австрийского проекта мы написали четыре сценария, два из которых в дальнейшем стали хитами продаж. Команда встретила Европейский Новый год на работе, но 30 декабря успела закончить работу и вернуться домой. Этот проект дал много опыта, эмоций, и, конечно, плюс в наше портфолио.
— Каковы успехи работы в направлении дополненной и виртуальной реальности?
— Приложениями дополненной реальности мы оборудуем разработанные квесты. Мы начали принимать заказы на разработку приложений дополненной реальности, готовим к релизу образовательное приложение по английскому Just say. Если говорить о виртуальной реальности, то направление остается приоритетным для компании.
Мы выпустили аттракцион BrainySpace VR, и в этом году отправим две игры в онлайн-сервис Steam. Для нас это будет новым опытом. Мы также разработали новый формат развлечений — парк площадью от тысячи квадратных метрос, в котором объединили квесты, активные игры, VR, AR и mapping-проекторы. Назвали «#Марафон» и сейчас ищем инвесторов для реализации первого проекта в Новосибирске по рассчитанной бизнес модели. Это будет абсолютно новый вид парков, аналогов которых нет в мире.

Одно из помещений квеста «Школа магии», созданное командой BrainyLab по мотивам серии романов о Гарри Поттере. Максимальная стоимость производства квеста — $41,2 тыс., что составляет более трех млн руб.
(Фото: Brainy Lab)
— Как изменилась работа BrainyLab в пандемию коронавируса?
— В самом начале мировой пандемии рынок в сфере развлечений остановился, нам удалось не останавливать предприятие и продолжить работу. Заказов стало меньше, но только из-за того, что в странах Европы установили жесткие ограничения на посещение общественных заведений. Наши финансовые показатели остались на прежнем уровне, продолжаем показывать рост каждый год. Изменение курса валюты сыграло нам на руку.
— Из каких стран заказывают больше всего квестов?
— Количество заказов зависит от маркетинговой стратегии компании и опыта менеджеров по продажам. Много проектов из Швейцарии — в прошлом году только три проекта. В наших планах закрепиться на рынке Саудовской Аравии, там произошли послабления в сфере развлечений и начали открываться кинотеатры и развлекательные центры.
— Партнеров из каких стран за последние три года работы удалось приобрести?
— География работ обширная. Наши проекты присутствуют в Англии, Испании, Финляндии, Швейцарии, Австрии, Саудовской Аравии, Германии, США, Индии. Многое зависит от характера заказчика и отношения к бизнесу, но скажу, что для клиентов из Европы важно выполнение в срок, Арабские страны любят работы в стиле «дорого-богато». США долго общаются и побаиваются работать, пока не проверят рекомендации других клиентов. Сложно вести переговоры с клиентами из Индии, они торгуются до последнего, это заложено менталитетом.

Квест с применением дополненной реальности по мотивам сказки «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла.
(Фото: Brainy Lab)
— Как много появилось компаний на рынке создания квестов за последнее время?
— В России не появилось ни одной новой компании, а те, кто не развивал маркетинг — закрылись. Мы постоянно следим за конкурентами, вносим конкурентные преимущества при появлении новых игроков. Сегодня компания BrainyLab собрала опыт, идеи и сильную команду для создания, изготовления и продвижения парков развлечений с учетом менталитета и культуры зарубежных стран.
Квесты трансформируются в новые форматы развлечений и называются другими именами. BrainyLab позиционирует себя как лаборатория по разработке игр и парков развлечений на физическом и цифровом уровнях реальности.