Сб. Апр 27th, 2024

Как алтайские политтехнологи оценивают прошедшие выборы в АКЗС

Как алтайские политтехнологи оценивают прошедшие выборы в АКЗС

Выборы-2021 в Алтайском крае Фото: Олег Укладов

Выборы в парламент Алтайского края прошли вяло, скучно, по устаревшим правилам. Партии не заинтересовали не только избирателя, но и даже самих себя. Действовали по принципу «надо, так надо». Хотя результаты еще могут удивить. В таком русле прошедшее голосование политологи и политические технологи обсудили с журналистами Сибирской медиагруппы после окончания трехдневного голосования, 19 сентября.

Выборы ради выборов

Все эксперты как один сошлись во мнении, что в выборах не были заинтересованы даже сами партии.

«Многие не вели кампанию, заменяя ее договоренностями», – считает политтехнолог Константин Лукин.

Как алтайские политтехнологи оценивают прошедшие выборы в АКЗС «Мы наберем 5%». Алтайские комроссы уверены в своем прохождении в АКЗС  Новости

Политолог Сергей Асеев говорит: выборы снова прошли по модели латентного соглашения, ни одна партия не выходила за красные флажки. А Антон Понкрашев добавляет: яркой кампании, к сожалению, так и не случилось.

«В кампании никто не был заинтересован. Ни избиратели, ни сами кандидаты. Многие политики, которые раньше собирали большие встречи, сейчас были вынуждены их отменять. Просто никто не приходил», – отмечает их коллега по цеху Ярослава Шашкова.

По ее словам, участие многих кандидатов было вынужденным, мол, надо идти, деваться некуда. И пошли в основном представители бюджетной сферы, которым хоть и в малой степени, но придется участвовать в распределении казны.

А вот бизнес (не считая традиционных партийных «солдат») возможность попасть в АКЗС проигнорировал. Хотя полгода назад о желании пройти в новый созыв заявляли строители и промышленники.

Эксперты называют две причины. Первая – окончательная девальвация статуса депутата и парламента. Траты на выборы сейчас больше, чем профит от депутатских корочек, ибо в госпрограммы им просто не попасть, говорит Асеев.

Вторая – тот же статус депутата уже не дает защиты. Против гордых обладателей депутатских корочек спокойно заводят уголовные дела, суды выносят реальные наказания.

Да и предвыборные законы становятся все жестче: даже для агитационно-пропагандистских материалов теперь весьма строгие ограничения: шаг влево, шаг вправо – расстрел.

Кризис жанра

Все это так или иначе привело к еще большой рутинизации, закостенелости. Все партии работают по старым правилам. А потому так тяжело выходят в интернет, так неповоротливо перестраивают кампанию.

«У нас нет электоральной интернет-культуры. А партии как не предлагали ничего интересного, так и в этот раз никаких фишек не было», – говорит Антон Понкрашев.

Ярослава Шашкова добавляет: партии совершенно оторвались от избирателей, не просто не пытаются ничего менять, но упорно придерживаются старых, неэффективных правил.

Все это у экспертов вызывает только сожаление. Ведь если для взрослого электората это еще привычные условия, то молодежь жаждет нового и свежего.

Сергей Асеев рассказал показательную историю: при нем две молодые девушки на участке обсуждали, что они проголосовали за партию котиков. Речь про «Зеленую альтернативу», на логотипе у которой действительно изображен кот. Что это за партия, в регионе знать не знают. Но то, что на нее вот так, казалось бы случайно, откликаются – это тоже показатель. И винить избирателей в этом нельзя.

«Это обычный обыватель, нормальный гражданин. Выборы для него – не важная составляющая жизни. Значение имеют старые ценности: дом, семья, работа. А если они не видят влияния депутатов на свою жизнь, то зачем им выборы. До них, что называется, не дошло, потому что до них не дошли», – считает Асеев.

Все это «ватокатство» отразится и на работе нового созыва АКЗС, ибо туда, по мнению Лукина, пройдет еще больше некомпетентных депутатов, которое будут оторваны от реальной работы и склонны к популизму. Кадровая скамейка коротка у всех партий.

Кто тут главный по тарелочкам?

Но как бы то ни было, результат может удивить.

«После каждых выборов в крае мы просыпаемся немного в другой политической реальности. Этот год не будет исключением», – заявил Лукин.

Кстати, про результат. «Единой России» эксперты отдают первое место. И так же, безусловно, КПРФ пророчат второе. А вот насчет третьего места не все однозначно. Константин Лукин, например, полагает, что его вполне может забрать СР, хотя обычно ее участь – лишь четвертое место.

Итак, второе место все пророчат КПРФ. Но, как коротко и ясно это описал Лукин, коммунисты победят всю остальную оппозицию не благодаря, а вопреки.

«Власть сама раскачала КПРФ, как единственную оппозиционную силу (что КПРФ тут же умело использовала, – прим.ред.). И это накладывает в массовом сознании налет оппозиционности. Все проценты они получат благодаря власти. Сама же партия почти ничего и не делала в плане раскачки протеста», – сказал Лукин.

Как алтайские политтехнологи оценивают прошедшие выборы в АКЗС Ябеды, спойлеры и «бунтующие простаки». Какие роли играют партии на выборах в Госдуму Аналитика

ЛДПР же вообще оставались в стороне. Если в 2016 году они показали «кто тут папка», перетянув на себя оппозиционное одеяло, то в 2021 году смолчали. Точнее смолчал – их единственный спикер. Владимир Жириновский, по мнению алтайских экспертов, постарел, сдал и больше не может отжигать и тянуть на себе всю партию.

Ярослава Шашкова в провале ЛДПР видит еще одну причину – раскол внутри регионального отделения.

«Справедливая Россия» же, по ее (и не только ее) мнению, кампанию почти не вела: то появлялась, то снова затихала. А объединение с «За правду» и «Патриотами России» партии вообще ничего не дало.

«Они, вроде и начали работать, а потом раз, и не осталось от всего этого и следа. Партия пытается играть на протесте, да только сама она протестной не является», – добавляет Понкрашев.

Новые же партии для электората Алтайского края – «товар» новый, «покупать» его боязно.

«В крае есть один феномен – население не считает рациональным голосовать за новые проект, вот есть старые партии и ладно. Есть такое понятие «рациональное потребление» – люди стараются покупать товары проверенных марок, потому, что они не могут себе позволить то, что они не пробовали. Такие осторожные потребители», – поясняет Шашкова.

Вот и остается только КПРФ, говорит она.

«Правда, именно как партия, за которую голосуют по протесту против «Единой России», – уверена эксперт.

Впрочем, в ближайшем будущем ребрендинг всех партий все же неизбежен. Но уже вынужденно. Ибо лидеры трех оппозиционных парламентский партий, скорее всего, уже не поведут своих сторонников в следующем выборном цикле. И даже уже сейчас федеральный список ЕР выглядел более перспективным, чем у СР КПРФ и ЛДПР, добавляет Асеев.

Ну а реальные результаты край узнает уже через несколько часов.