Сб. Апр 20th, 2024

Какие районы Алтайского края хотят стать муниципальными округами

Какие районы Алтайского края хотят стать муниципальными округами

Земля. СелоФото: pixabay

Местное самоуправление в России стоит на пороге больших перемен, которые готовит закон о его месте в системе публичной власти. И одним из главных новшеств должно стать превращение муниципальных районов в округа и упразднение сельских советов. Для Алтайского края, где на селе живет больше 40% населения, такая трансформация может стать настоящим потрясением. При этом несколько муниципалитетов активно стремятся стать округами и без федеральных новинок, а один район даже успел это сделать. Почему некоторые алтайские территории хотят «округлиться», а противники превращения с ним начали смиряться, выяснял корреспондент «Политсибру».

Муниципальная эволюция Какие районы Алтайского края хотят стать муниципальными округами Выбирать нельзя назначить. Нужны ли Алтаю прямые выборы мэров и могут ли они вернуться Аналитика

Муниципальные округа, как уже было сказано, отличаются от районов тем, что в них будет один на всю территорию депутатский корпус и глава. Сельские советы исчезнут, что у критиков реформы вызвало настороженность. А вот сельские администрации все-таки остаются: их главы станут работать в окружной власти, но в несколько ином статусе. Также у округа будет единый бюджет, без дробления на сельсоветы. В общем, курс на полную централизацию.

Первым районом, выразившим желание стать округом, стал Залесовский. Эту инициативу поддержали депутаты прошлого, седьмого созыва Алтайского краевого Заксобрания в феврале 2021 года. А уже осенью там избрали первый на Алтае окружной депутатский корпус и первого же главу администрации нового типа образования. Им стал уже руководивший районом Александр Пластеев.

В переходный период район, по словам Пластеева, столкнулся в основном с техническими трудностями. Например, с электронными подписями района, которые стали дублироваться с окружной, вызвав сложности в работе с системой электронного бюджета. Конечно, об успехе преобразования судить еще рано: полноценно Залесовский округ «родился» лишь 1 января 2022 года.

«Есть шероховатости, о которых я говорил. Но думаю, они обкатаются и к концу года можно будет провести анализ положительного и отрицательного опыта», – подчеркнул глава образования.

Вместе с Залесовским районом еще в 2020 году определенный интерес к превращению в округа высказывали также Петропавловский и Чарышский районы. Причем, Черыш активно начал обсуждение. Но затем трансформацию там приостановили: три сельсовета по разным причинам выступили против, чего достаточно для блокировки реформы. В 2022 году бунтари сменили гнев на милость, а к желающими записаться в округа прибавился еще и Суетский район.

Знание – сила

Против превращения родного Чарышского района в незнакомый Чарышский округ в 2021 году выступили депутаты Краснопартизанского, Мало-Бащелакского и Маякского сельсоветов. Впрочем, и сейчас при общей поддержке степень энтузиазма разнится.

Например, в Малобащелакском сельсовете с переменами, похоже, просто смирились.

«Все будет зависеть от отношения главы округа и депутатов к их работе», – считает руководитель сельсовета Галина Терехова.

Какие районы Алтайского края хотят стать муниципальными округами Что нам стоит полигон построить? Сколько сил и денег нужно Алтаю для нового этапа мусорной реформы Аналитика

В 2021-м Терехова была однозначным противником изменений. Например, не устраивало ее объединение бюджетов. Теперь же это не вызывает былого недовольства.

Глава Краснопартизанского сельсовета Виталий Кункель ярым противником переформатирования не был и прежде. Перемены забраковали просто потому, что никому толком не объяснили их суть, говорит он. Теперь же эту оплошность исправили. Исчезло опасение, что в сельсовете больше нельзя будет оформить необходимые документы. И в целом о муниципальных округах стало больше информации. Появился и первый опыт их работы.

Да и плюсы стали очевиднее: если район не станет округом сейчас, то в сентябре 2022 года там предстоит выбирать депутатов в девять сельсоветов. А столько желающих идти в сельскую власть найти непросто.

«Кампания была бы тяжеловатой. На одно место нужно три-четыре кандидата, чтобы они формировали альтернативу», – подчеркнул глава сельсовета.

В этом районе превращение, скорее всего, состоится до выборов. Чтобы воплотить его в жизнь, решение должен одобрить краевой парламент. А как сообщил «Политсибру» в ходе онлайн-конференции председатель парламентского комитета по правовой политике и местному самоуправлению Денис Голобородько, в краевом Заксобрании уже разработан план мероприятий. И он должен помочь самым расторопным завершить превращение до дня голосования.

О другом аспекте кадровой проблемы, которую должно решить грядущее преобразование, рассказала глава третьего из некогда мятежных сельсоветов Валентина Карасева. Она также, как и Виталий Кункель, считает, что перемена настроения депутатов произошла благодаря тому, что им удалось получше разобраться в предложенных новшествах.

«Трудно найти людей. У меня нет секретаря, в том году работала женщина, но она умерла. Я полгода одна (…). Вышла на работу девушка – и ушла в декрет. И я опять одна», – посетовала Карасева.

Наконец, глава Чарышского района Александр Ездин отметил именно возможность лучше распоряжаться бюджетом.

«Есть сельсоветы, которые были обеспечены бюджетом. Например Краснопартизанский, где в инфраструктуру после наводнения в 2014 году были большие вливания средств. Ее перестроили и переделали. А есть такие сельсоветы, которые такую работу еще не проводили», – привел пример финансового разброса чиновник.

Причем, по словам главы района, депутаты самого Краснопартизанского сельсовета точку зрения Ездина поняли. Как и представители других населенных пунктов.

Обратная сторона медали Какие районы Алтайского края хотят стать муниципальными округами Новая реальность. Власти объяснили, с чем связан дефицит и высокие цены угля в Алтайском крае Аналитика

Нельзя не отметить, что названные выше плюсы точно также могут обернуться минусами. Так, например, разгромили федеральный законопроект, отменяющий двухуровневую систему местного самоуправления, алтайские справедливороссы. Круглый стол, посвященный этому законопроекту, прошел 12 января.

В партии считают, что упразднение сельсоветов предельно негативно скажется на жизни малых сел: финансировать их нужды будут по остаточному принципу, власть отдалится от населения и упадет качество решения местных проблем. По всей видимости, все то же самое можно отнести и к упразднению сельсоветов в отдельно взятых районах. Тем более, что против него уже выступали и известные в крае представители СР, например, глава Сибирского сельсовета Первомайского района Олег Боронин.

Боронин ранее уже называл и иные проблемные места будущих преобразований. Глава округа без депутатов вынужден будет лично решать многие вопросы самостоятельно, фактически в ручном режиме. И в целом сейчас на уровне поселений сосредоточены лучшие муниципальные кадры, которые, в общем-то, и заставляют территорию жить.

Впрочем, и на критику находится уже встречная критика. Например, Александр Пластеев резюмирует: сейчас желающих избираться в сельские советы днем с огнем не сыщешь. У них есть полномочия, но чаще всего не хватает финансов. При этом жители требуют от своих избранников решения проблем. Что из-за отсутствия средств им просто не под силу. А потому сельсоветы можно заменить другими институтами местного самоуправления: старостатом или уличными комитетами. И в них смогут участвовать и упомянутые Борониным сельские кадры.

Кто следующий?

В 2022 году о своем намерении все же стать округами, помимо Чарышского, заявляли Змеиногорский и Суетский районы.

В Змеиногорском трансформация произойдет не раньше 2023 года: в текущем году муниципалитет, по словам его главы Евгения Фролова, провернуть эту процедуру просто не успеет. Однако она выглядит весьма заманчиво, опять же из-за того, что позволит решить наболевший для всей сельской местности вопрос с формированием депутатских корпусов.

«Смотрим, как у нас проходят выборы. Есть трудности с подготовкой сельских депутатов. Люди неохотно идут», – отметил Фролов.

Какие районы Алтайского края хотят стать муниципальными округами «Не опять, а снова». Какие выборы пройдут в Алтайском крае в 2022 году и где они будут проблемными Аналитика

Впрочем, общий бюджет, по его мнению, также является преимуществом для района. Даже работа поселковых администраций станет проще: будет меньше различных бюрократических процедур. Кроме того, населенные пункты округа смогут активнее участвовать в краевых и федеральных программах и получат средства на решение различных задач. Сейчас же поселковым главам не всегда хватает на это квалификации.

Предварительный опрос показал: отношение к превращению в округ среди сельских депутатов Змеиногорского района смешанное, «50 на 50», по словам Фролова. Что сам глава района связывает с новизной преобразований. И в будущем к теме превращения в округ на территории однозначно вернутся.

А вот в Суетском районе, судя по всему, превращение в округ рассматривают как некую оборонную меру. Как выразился председатель районного собрания депутатов Владимир Ремпель, там этот путь избрали, чтобы сохранить «то, что есть». По всей видимости – некую независимость района, так как там опасаются присоединения к другому муниципалитету. Впрочем, более подробно о том, почему такую перспективу рассматривают как нечто плохое, председатель, к сожалению, не пояснил. Упразднение сельсоветов и единый бюджет его, в отличии от насильственного объединения, явно не пугают.

Кстати, в Змеиногорском районе больших выборов в 2022 году не будет. А вот в Суетке время для переизбрания депутатов как раз подошло.

Ждет превращение в муниципальный округ и еще одно территориальное образование в Алтайском крае. Это (пока еще) городской округ Славгород, который включает в себя 24 населенных пункта. Среди них и несколько крупных сел. Однако в скором времени городского статуса Славгород лишится из-за несоответствия требованиям ФЗ «О принципах местного самоуправления» в 2019 году.

Например, территория сельских населенных пунктов в округе не должна более, чем в два раза превышать урбанизированную. А в Славгороде сельских территорий в 39 раз больше, чем городских. Плотность населения там также не дотягивает до требуемой: согласно законодательству, в городском округе она должна быть в пять раз выше, чем в среднем по России. Сейчас в стране этот показатель равен 8,5 человек на квадратный километр. В Славгороде, чтобы он считался городским округом, он должен быть больше 40 человек на квадрат, а на деле достигает лишь 18,5 условных жителей. При этом городской округ там образовали относительно недавно, в 2011 году, вместо бывшего Славгородского района.

Пусть решает население

В сухом остатке мы имеем примерно следующее: на первый взгляд переход в округа будто бы несет районам больше плюсов, чем минусов. По крайней мере, в теории: это и кадровый вопрос, и некое смягчение бюджетных проблем. Однако конкретно в Алтайском крае реального опыта работы муниципалитетов все-таки еще не хватает, чтобы делать однозначные выводы.

«Знаю одно – решать, станет ли муниципалитет округом, должно население», – подытожила глава Алейского района и председатель Совет муниципальных образований Алтайского края Светлана Агаркова.

Агаркова, как, впрочем, и многие другие представители муниципальных властей, считает: основная сложность в управлении территориями на местах связана с деньгами. Средств на реализацию имеющихся полномочий тем же сельсоветам просто не хватает. Если бы ситуация была другой, то есть полномочия властей были обеспечены бюджетом, переход к системе округов бы просто не потребовался.

Впрочем, вопрос финансов в муниципалитетах – это уже совсем другая история.