Чт. Май 16th, 2024

В Алтайском крае изменили закон о патентной системе налогообложения

Патентную систему налогообложения для предпринимателей Алтайского края расширили на междугородние перевозки и скорректировали для большегрузов и магазинов. Такие изменения внесли на сессии алтайского Заксобрания 25 марта. Власти считают, что это увеличит бюджетные поступления и благоприятно отразятся на предпринимательской активности. При этом отмечают: уменьшение налоговой нагрузки произойдет не для всех.

Что меняется?

С начала 2021 года уполномоченному по правам предпринимателей в регионе Андрею Осипову поступило много обращений от перевозчиков и сельской торговли, которые обратили внимание на некоторые несправедливости в краевом законе о патентах. Власти прислушались и внесли такие изменения:

  • Предприниматели, которые перевозят пассажиров по междугородним маршрутам, тоже смогут воспользоваться патентом. Ранее могли только те бизнесмены, которые организуют городские и поселковые перевозки.
  • Для грузового транспорта, грузоподъемность которого превышает 44 тонны, ввели единую стоимость патента, которая учитывает максимально возможный вес груза (а это 44 тонны). В законе прописали три категории: на транспорт до 5 тонн, от 5 до 44 тонн и свыше 44 тонн (а раньше было две).
  • Для магазинов теперь будут по-новому рассчитывать стоимость патента: из каждого квадратного метра торгового зала. До этого в законе было две группы патента – для торговых площадей до 50 квадратных метров, а также от 50 до 150 квадратных метров (и бизнес мог выбрать только одну из двух, что было нецелесообразным для многих).
  • «Эти изменения расширят перечень видов деятельности, при которых допускается использование патентной системы, и сделают более справедливым налогообложение отдельных категорий предпринимателей», – отметил начальник краевого управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Александр Евстигнеев.

    Меньше платить станут не все

    После представления законопроекта депутат-единоросс, бизнесмен Сергей Лямин задал вопрос: последует ли за этими изменениями уменьшение или увеличение стоимости патента.

    По словам Евстигнеева, в сфере торговли меньше платить станут те, кто сейчас переплачивает. А именно владельцы очень маленьких магазинов.

    «При действующей системе существует несправедливость в отношении предпринимателей, у которых магазины с малой площадью торговых залов. Есть предприниматель с торговым залом 50 квадратных метров, а есть и менее 10 квадратов. И они одинаково платят 120 тысяч налога (сумма по Барнаулу, без вычета – прим.ред.). А если у него уже 52 квадратных метров, то он отдает уже 240 тысяч налога. На наш взгляд, это неправильно», – считает Евстигнеев.

    А потому теперь владельцы магазинов будут платить за каждый квадратный метр торговой площади. От этого выиграют «маленькие» ИП (с залом до 50 квадратов), которых большинство (более 5 тысяч субъектов, а всего на патент перешли 8 тысяч владельцев магазинов). Но вот крупные станут платить больше.

    «Для отдельных предпринимателей, площадь зала которых превышает 90-100 кв. метров, произойдет увеличение. Но только с нового налогового периода», – добавил Евстигнеев.

    Как ранее отмечал бизнес-омбудсмен Андрей Осипов, закон обратной силы не имеет. А потому те, кто купил патент на год, сможет воспользоваться изменениями только в 2022-м. А вот если на квартал или на шесть месяцев, то уже в текущем году.

    Налоговая нагрузка уже возросла

    Депутата от «Справедливой России» Владислава Вакаева волновал другой, не менее важный вопрос: есть ли возможность не допустить резкого роста налоговой нагрузки для тех, кто уже перешел на патентную систему?

    Вакаев рассказал, что к нему обратились предприниматели, которые работают в сфере грузовых перевозок. После отмены «вмененки» они перешли на патент и стали платить в 3,4 раза больше налога. Если по старой системе они отдавали 10 тысяч рублей в квартал или 43 тысяч в год, то по новой – 36 тысяч и 147 тысяч соответственно. Депутат отметил, что такое повышение негативно отразится не только на бизнесе, но и на населении, так как эти расходы могут отразиться на стоимости товаров, которые перевозят эти предприниматели.

    «Действительно патентная система немного увеличила стоимость налога. Но в сравнении с другими субъектами РФ у нас один из низких налогов. Но вопрос ваш справедливый. Как я уже раньше говорил, этот закон живой, динамичный. А потому предложения, которые будут поступать от предпринимательского сообщества, мы готовы брать в работу. Но мы с вами также договаривались, что дождемся первых результатов по налоговым поступлениям и выпадающим налогам, а уже потом будем принимать решения», – ответил Евстигнеев.

    Задумайтесь о тех, кто за кадром

    После отмены ЕНВД с 1 января 2021 года 13 тысяч алтайских индивидуальных предпринимателей перешли на патентную систему налогообложения. Из них более 8 тысяч плательщиков – из сферы торговли, 3 тысячи – перевозчики (пассажиров и грузов), около 1 тысячи – общепит, рассказал Евстигнеев.

    Эти данные в очередной раз показывают популярность налоговой системы у определенных категорий бизнеса. Однако, как отметила депутат от «Справедливой России» Людмила Суслова, стоит расширять категории плательщиков этого налога.

    «Много лет мы говорили о том, что нужен комплексный подход к патентной системе. Транспортные услуги и торговля представлены большим бизнес-сообществом. Но тем не менее за кадром остается очень много категорий предпринимателей, которые, как мы считаем, должны тоже работать по патентной системе налогообложения. Поэтому необходимо вернуться к этому закону в ближайшее время», – заявила Суслова.

    Депутат-единоросс, бизнесмен Юрий Матвейко отметил, что 24 февраля на рабочей встрече предпринимателей и представителей власти рассмотрели более 50 предложений по доработке патентной системы. Они касаются и расширения перечня предпринимателей, и корректировки ставок.

    «Но мы после долгих дискуссий согласились, что по результатам деятельности и получения всех цифр за 2020 год и по результатам первого квартала 2021-го мы на майской или июньской сессии вернемся к обсуждению этих моментов», – добавил Матвейко.

    В итоге законопроект все-таки был принят в окончательной редакции. «За» проголосовали 53 депутата, пятеро воздержались и один не голосовал. Голосов «против» не было.