В главной онкологической клинике региона на протяжении последних лет идет серьезная работа по развитию модели оказания онкологической помощи населению: шаг за шагом алтайские онкологи отвоевывают позиции в борьбе со злокачественными заболеваниями. Об этом главный врач Алтайского краевого онкологического диспансера Игорь Вихлянов рассказал «МК на Алтае».
— Игорь Владиславович, как вы оцениваете предварительные итоги первого полугодия?
— Пока мы идем в рамках заявленных федеральной онкологической программой нормативов, а по ряду ключевых показателей даже опережаем их. Например, по итогам первого квартала нам по-прежнему удается наращивать долю злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях (на 0,6% больше базового значения), пятилетнюю выживаемость (> на 0,4%). Удалось на 1,6% снизить одногодичную летальность. В целом же по итогам 5 месяцев этого года от онкопатологий в крае умерло на 200 человек меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Но нужно понимать, что любые показатели не возникают просто так — это результат некой предварительной работы. Например, увеличение доли онкопатологий, выявленных на ранних стадиях, когда они уверенно поддаются радикальному лечению, стало возможно благодаря улучшению оснащения диагностических служб, которое идет на протяжении последних лет. В ЦРБ и ЦГБ стали появляться современные аппараты УЗИ, компьютерные томографы, маммографы и другая современная техника, врачи стали раньше и точнее выявлять злокачественные опухоли.
Чтобы люди с онкологическими заболеваниями стали дольше жить, также была проведена большая предварительная работа.
— Какие решения сыграли ключевую роль?
— Мы активно наращиваем пул эндоскопических операций раковых опухолей. Это «золотой стандарт» современной онкохирургии, щадящие методики, благодаря которым пациенты значительно быстрее и легче проходят восстановительный период.
Если раньше такая хирургия велась преимущественно на базе Змеиногорского тракта, то сейчас эндоскопическими стойками оснащены также и все операционные на Никитина, 77. По показаниям оперируются пациенты с опухолями женской половой сферы, мочевой системы, кишечника. А осенью прошлого года мы впервые на Алтае начали выполнять сложнейшие эндоскопические операции при раке легкого.
Эндоскопические операции — «золотой стандарт» современной онкохирургии.
Кроме того, мы в принципе увеличили хирургическую активность. В начале года на Змеиногорском тракте были оборудованы две новые дополнительные операционные, сейчас их у нас всего девять. Напомню, что средства на целевой проект были выделены Минздравом Алтайского края по решению губернатора Виктора Томенко, за что ему еще раз огромная благодарность. В итоге за три месяца этого года в диспансере было прооперировано на 15 пациентов больше (всего 1632 человека), нежели за аналогичный период прошлого года.
— Какие-то новые методики появились в онкоцентре за последний год?
— В конце прошлого года в отдел радиотерапии по федеральной программе поступила современная гипертермическая установка стоимостью 25 млн рублей. С ее помощью врачи нагревают опухоли до температур, которые в обычных условиях называют критическими для организма, они становятся более уязвимыми и эффективнее уничтожаются радиацией. Мы давно ждали такое оборудование. Сейчас наш отдел радиотерапии оснащен в соответствии с федеральными стандартами, не хватает только аппарата для брахитерапии предстательной железы (контактной лучевой терапии внутри органа. – Прим. ред.). Однако он должен также появиться в онкоцентре до конца 2024 года.
В торакальном отделении № 1 освоили методику бронхопластических операций при раке легкого, благодаря которой можно радикально пролечить рак и при этом сохранить орган.
Там же при запущенных опухолях органов дыхания и пищевода стали проводить фотодинамическую терапию. Раньше таких пациентов мы отправляли на паллиативное лечение — ни «химию», ни лучевую терапию, ни тем более операцию они бы не перенесли. Сейчас благодаря новой методике врачи могут улучшить состояние больного настолько, чтобы радикальное лечение стало возможным.
Кстати, о «химии» — в 2019 году на лекарственное лечение было выделено 1,1 млрд рублей, что в четыре раза больше, чем в предыдущий период. На этот год сумма лекарственного обеспечения составила уже 1,3 млрд. В арсенале наших химиотерапевтов сегодня есть самые современные таргетные и иммунологические препараты. В результате в крае смертность от опухолей органов дыхания, молочной железы, меланомы сократилась на 5%. Поверьте, это немало.
— Как эпидемия коронавируса повлияла на работу онкодиспансера?
— Вы знаете, что, несмотря на все принятые меры, к сожалению, избежать вспышки инфекции нам не удалось. Мы старались действовать в строгом соответствии с принятыми регламентами, но в то же время трезво оценивая все «за» и «против» в пользу наших пациентов. Что удалось, а в чем мы были неправы, пока еще слишком рано судить. Но совершенно точно это был важный опыт, который мы сможем использовать в своей дальнейшей работе.