Чт. Май 9th, 2024
Звено пищевой цепочки

Алтайский стартап «Еда рядом» избавляет крестьян от головной боли по поводу упаковки, продвижения и продажи их товара. Компания доставляет фермерские продукты конечному потребителю и заставляет по-новому посмотреть на сельское хозяйство.

Из динамиков телевизора раздаётся электронная музыка. На экране ведущий просит прохожих подержать буханку белого хлеба на уровне глаз — так, чтобы казалось, будто булка у них — вместо головы. Сняв одного человека, ведущий идёт к следующим. В итоге людей-буханок в кадре появилось с добрый десяток.

[one_third last=”no”]Сергей Бажин — идеолог проекта «Еда Рядом».[/one_third]Ведущий этой странной программы барнаулец Сергей Бажин, журналист с пятнадцатилетним стажем, большую часть из которого проработал на телевидении. А буханками вместо голов он иллюстрирует пословицу «хлеб всему голова». «Еда Рядом» — телепроект о местных продуктах, алтайской кухне.

— Я как-то смотрел летопись Барнаула трехвековой давности, и там описывались такие вещи, как хлеб из берёзовой коры, — рассказывает Бажин. — Понятно, что это было не от хорошей жизни, люди спасались от голода, но мне стало интересно – можно ли это есть. И таких примеров много, а об этом никто не рассказывает.

— Тема еды, как секс — так же привлекательна. Едой мы и решили заняться — уже как бизнесом.

Кстати, пекарь, который делает для «Еды Рядом» выпечку на натуральных заквасках, увидев по телевизору программу, всерьез задумался о производстве «березового» хлеба. Нашел экстракт бересты и начал разрабатывать рецептуру. Оказалось, что такая выпечка не только съедобна и вкусна, но также обладает иммуномодулирующими свойствами.

[youtube id=”BiYseQGqa3k)” width=”600″ height=”350″]
Один из выпусков телепрограммы «Еда Рядом»

Делать обычный онлайн-магазин с просто продуктами стартаперам не казалось привлекательным. Бажину и компаньонам захотелось предложить что-то кроме банальных картошки-сыра-молока-курицы. У московских коллег из кооператива LavkaLavka подсмотрели, что фермерские продукты могут быть не только натуральным продуктом «от бабушки», но и эко-едой для клиентов с достатком.

— Продукт должен быть уникальным, с историей, — рассказывает Бажин. — Если это говядина, то, корова должна питаться не комбикормом с завода, а луговой травой, растущей в предгорьях, в особых условиях, которых нет нигде. В таком мясе будет больше здоровья, да и на вкус она лучше. В этом и есть философия нашего проекта — понятные продукты с понятным происхождением.

«Еда рядом» взяла на себя функцию, которую раньше в Барнауле не выполнял никто: найти качественный фермерский продукт и правильно его довести до потребителя. Летом техническая база компании серьезно обновилась. Сейчас продукты весь путь от фермера до покупателя проделывают в рефрижераторах со стабильной температруой, даже фасовка и упаковка происходит в большой холодильной камере. Путь занимает примерно сутки и эти 24 часа еда остается абсолютно свежей. Фермер же занимается своим делом и получает прибыль.

!!еда5
Кролика в «Еде Рядом» «оформляют» по правилам: на одной лапке должен оставаться мех — если шерсть мягкая, не слежавшаяся и сухая, значит, кролик свежий.

— Мы даём фермеру возможность самому устанавливать цену на свой продукт, — говорит Бажин. — Но, вместе с тем, она не должна быть выше рыночной.

Среди продуктов, которые продаёт «Еда рядом» есть вяленая конина, мясо марала, алтайская форель, козье молоко, маринованные грузди, варенье из шишек — то, что сложно или невозможно найти в обычных магазинах. В премиальных торговых сетях такое иногда встречается — но в банке или вакуумной упаковке на витрине само собой подозреваются то ли консерванты, то ли прочие добавки. В «Еде рядом» почти все продукты везут «под заказ», то есть например мясо, рыбу или молоко фермер готовит для конкретного покупателя. Ну а столичный дизайн, нетривиальный подход к описанию товарных позиций позволили оформить традиционный аграрный товар в непривычную для него упаковку.

Телепрограмму оставили как самостоятельный проект. Продуктовая тема в ней раскрыта оригинально, таких проектов нет не на местном, не на столичном телевидении. Теперь в Барнауле она идет в вечернем эфире телеканала «Домашний». Кстати, Общественное телевидение России тоже выразило желание купить программу для федерального эфира. Ну а чтобы привлечь гастрономических фанатов и собрать вокруг себя сообщество, в «Еде рядом» придумали закрытый клуб. Члены клуба получают доступ к редким продуктам, а также возможность посещать тематические кулинарные мероприятия с мастер-классами по гиперлокальной кухне и презентациями региональных специалитетов.

!!еда6
У некоторых фермеров, работающих с «Едой Рядом», есть собственная переработка. Один из таких поставляет мясные деликатесы: карбонад, шейку, продукты из конины и другие.

[one_third last=”no”]!!едалого«Еда Рядом» — доставка фермерских продуктов. http://edaryadom.ru/[/one_third]— Вместе с тем, мы поняли, что нам стоит внимательнее подойти к ценовой политике, — объясняет Сергей Бажин. — Поэтому деликатесы у нас подороже, а цены на традиционные продукты сделали доступнее. Это стало возможным, потому что кроме фермеров из отдаленных горных районов, у нас появились хорошие поставщики в радиусе 50-100 километров от Барнаула.

Свой постоянный потребитель у «Еды рядом» постепенно появляется. Однако к какой-то одной категории его не отнесёшь. Заказать большую продуктовую корзину на всю неделю может и крупный бизнесмен, и рядовой врач. Но для всех из них, как кажется, покупка в таком магазине — это не как в супермаркет через дорогу сходить. А как целенаправленно поехать в выходной по рекомендации друзей в деревню за мясом — потому что там лучше и свежее.

— Нас критикуют, что мы ничего не производим, а лишь перепродаём то, что кто-то вырастил, создал, — говорит основатель «Еды рядом». — Но это не так. Мы производим имидж для честных фермеров, освобождая их от самых сложных задач. В конце концов, мы даем право выбора, чего, к сожалению, не всегда предоставляют традиционные магазины.

Пожалуй, задача весьма интересная — из сельского хозяйства, которое ассоциируется с колхозами и «надоями», сделать чистый, понятный и упакованный продукт для горожанина. Впрочем, в таком случае продвижение можно считать отдельным звеном сельхозпроизводства.