Вс. Апр 28th, 2024
«Конкуренция расставит всё по местам»

Почему федеральные ритейлеры массово объявляют о планах по выходу на алтайский рынок, зачем продуктовым сетям мультиформатность и с кем будет конкурировать «Магнит». Об этом «Капиталисту» рассказала кандидат экономических наук Ольга Горянинская.

Ольга Горянинская, кандидат экономических наук, доцент Алтайского государственного университета:

— Рынок розничной торговли в Алтайском крае активно развивается. В особенности сектор сетевого ритейла. 2013 год был очень показательным для местных, федеральных и даже международных сетей. В этом году к нам придут новые игроки, а это значит, что рынок Алтайского края характеризуется хорошим предложением касательно торговой инфраструктуры, поскольку у многих «федералов» по этому вопросу очень высокие требования.

[one_half last=”no”]
Ольга Горянинская – доцент кафедры экономики предпринимательства и маркетинга. Среди основных научных работ – “Экономика и организация малого и среднего бизнеса”, “Экономика организаций (предприятий) в схемах” и “Основные тенденции развития рынка молочной продукции в Алтайском крае”.[/one_half]Для продуктового ритейла в прошлом году были характерны такие тенденции как слияние и поглощение, о чём свидетельствовали сделки «Магнита» и «X5 Retail Group», а также применение франчайзинговых технологий. Как показывает практика, сейчас очень эффективен обратный франчайзинг.

Мы живём в рыночных условиях и ситуация насыщения торговыми сетями выгодна потребителю. Конкуренция расставит всё по местам. Какие-то ритейлеры могут не выжить на нашем рынке, какие-то пойдут по пути слияния. Впрочем, сейчас идёт конкуренция не между торговыми сетями, а между торговыми форматами. Мы наблюдаем стратегию использования мультиформатности, которая помогает удовлетворить потребности различных сегментов потребителей. Почти каждая крупная торговая сеть имеет в своём арсенале магазины разных форматов — дискаунтеры, гипермаркеты, супермаркеты. Покупатель может выбирать тот или иной магазин в зависимости от его запросов к ассортименту, качеству продукции и уровню сервиса. С одной стороны здесь есть некоторые финансовые преимущества, а с другой — проблемы в управлении такой структурой.

Новым торговым сетям в Алтайском крае сложно конкурировать с дискаунтерами и магазинами «у дома». Им проще работать в крупном формате.

Вообще, если смотреть на представленные у нас сети, то их можно разделить на сегменты — ниже среднего, средний и выше среднего. Премиальный класс сейчас выделять пока не стоит. Впрочем, в 2014 году в Барнауле появится и второй игрок в сегменте high-middle — это петербургская сеть «Лэнд», магазин которой откроется по системе франчайзинга. Раньше к этому классу можно было отнести и «28 апельсинов», но сейчас остался только «Бахетле». «Магнит» же приходит к нам на рынок в формате гипермаркета, при этом его можно отнести скорее к среднему классу.

Как мне кажется, новым сетям целесообразно приходить в Алтайский край с такими форматами как Cash&Carry, гипермаркет и супермаркет. Эта ниша ещё свободна и в ней можно конкурировать.