Шапирограф, фисгармония и «Чёрная голова»

«Капиталист» продолжает цикл исторических материалов о том, какой была сибирская реклама в дореволюционное время. Удивительно, но за сто лет мало что поменялось. Потребители по-прежнему благоговеют перед заграничными товарами, а рекламодатели этим открыто пользуются.

Листая очередную подборку старых газет, которые выписывались в Новониколаевске, Тобольске, Томске и Барнауле, можно увидеть как большие рекламные модули отданы под различные товары весьма сомнительного происхождения. Они лучше всего оформлены, сразу же бросаются в глаза, а сопроводительный текст написан так, что от него сложно оторваться. Чудо-препараты, настоящее французское качество, диковинные механизмы и невероятные скидки. В противоположность этому, местные рекламодатели не столь изысканы в средствах и часто слишком прямолинейны в своих рекламных сообщениях.

Вот, например, продаётся конь. Просто конь из Сибири.

А так, для сравнения, рекламируется голландская фирма. “Следовало бы всякому поставить себе за правило – вместо чая или кофе пить какао Ван Гутена”.

Это не единственная иностранная компания, которая пыталась выйти со своими товарами на сибирский рынок. Известный многим бренд “Нестле” предлагал купить сгущённое молоко и детскую молочную муку (здесь надо понимать что-то вроде сухого детского питания).

“Чёрная голова” – это ни что иное, как “Schwarzkopf”. Компания рекламирует щёточку для выведения пятен “от пива, жира, красок и колёсной мази”.

Среди этого потока известных и уважаемых компаний, попадаются и весьма странные объявления от фирм, скажем так, сомнительных. Коннотация такой рекламы читается между строк даже сейчас. Вот чудо-средство для роста волос и бороды. “Я, Анна Чиллаг, приобрела свои гигантские волосы как у Лорелей, длиной в 185 сантиметров, после употребления изобретённой лично мною помадой”.

“Медицинские супероксиды развивают в желудках и кишках активный кислород озон” – продолжают тему продавцы лекарственного препарата. Обратите внимание на название компании – “Германо-американский синдикат товарищества Супероксидов из Санкт-Петербурга”. Практически международная транснациональная корпорация.

Из этого же – “Санталь миди”. “Эссенция парижского аптекаря, дозволенная в России”. Производитель говорит, что препарат лечит не только желудок, но и “спасает от секретных болезней”. Отдельно в рекламе говорится о необходимости требовать клеймо на капсулах “во избежание подражания”, то есть остерегаться подделок.

Впрочем, если сибиряков не пытались развести на чудодейственные лекарства, то хотя бы различную диковинную технику, аксессуары и гаджеты. Часы из “французского нового золота” – купить пять и получи ещё одни в подарок. А ведь “французское золото” – это сплав золотого цвета из 80% меди, 15% цинка и 5% олова. Дешёвая безделушка.

Далее идёт более серьёзный товар. Практически аналог современным “Ксероксам” под названием “Шапирограф-Прогресс”. Как следует из описания, аппарат может производить до 150 копий. Отдельно отмечается, что техническая новинка используется канцеляриями всех войск мира.

На бытовом уровне иностранные товары тоже преобладали над отечественными. Фисгармонии и мандолины привозили из-за границы.

Закончить подборку хотелось вот этим рекламным сообщением. “Открытые письма с видами в автотипии и фототипии”. Даже обычные банальные открытки можно продать, назвав такой вычурной и диковинной фразой. Главное понимать психологию российского покупателя, который во все времена ведётся на всё яркое и имеющее иностранный флёр.

По материалам газет “Томский листок”, “Сибирский вестник” и “Сибирская жизнь”.

Share
Published by

Recent Posts

Ювелирная мастерская NewServiceSystems – Ремонт ювелирных изделий в Барнауле.

Ювелирная мастерская «NewServiceSystems», расположенная в городе Барнаул, предлагает широкий спектр услуг по ремонту и восстановлению…

2 месяца ago

Что и как пить в новогоднюю ночь, чтобы самочувствие оставалось хорошим

Все мы хотим проснуться первого января в отличном настроении, но при этом не можем обойтись…

4 месяца ago

В селе Романово по краевой адресной инвестиционной программе реконструируют два объекта культуры

Это районная библиотека и Центр культуры и досуга. Что изменится после масштабных ремонтов? vesti22.tv

4 месяца ago

В редакции программы «Вести Алтай» рассказали о сюжетах, которые помогли землякам

Итоги телевизионного года в действии – самые результативные сюжеты 2023-го. vesti22.tv

4 месяца ago

Барнаульцы активно скупают фейерверки и бенгальские огни

Что предлагают продавцы, и как безопасно встретить 2024 год? vesti22.tv

4 месяца ago

«Вести Алтай» за 31 декабря 2023 года

Журналисты программы «Вести Алтай» поздравляют жителей края с наступающим Новым годом. Спасибо, что в 2023-м…

4 месяца ago