Чтобы продвинуть законопроект об особо значимых аграрных территориях и добиться этого статуса для края, руководство региона подключило ещё один «фронт». Помимо работы над законодательной частью, власти призвали бизнес выпускать эко-продукцию.
30 мая в Белокурихе прошло, пожалуй, пока самое масштабное мероприятие, посвящённое работе над продвижением законопроекта об особо значимых аграрных субъектах. Под знаком международной конференции «О проблемах использования и охраны природных ресурсов Алтайского края» в регионе собралось около сотни чиновников, парламентариев и сельхозпроизводителей.
— В 2013 году объём импорта продовольствия в Россию по предварительным оценкам составил 37,5 миллиардов долларов. Это примерно в 6 раз больше, чем весь объем господдержки из федерального бюджета, — говорил с трибуны спикер Алтайского краевого заксобрания Иван Лоор. — Нужно не просто повысить объемы средств господдержки села, но и повысить эффективность их использования. В том числе, за счет концентрации средств на прорывных направлениях и в тех регионах, которые фактически обеспечивают продовольственную безопасность страны.
Спикер АКЗС Иван Лоор: «Почему, по сравнению с советскими годами, мы сократили в 10 раз посевы твёрдой пшеницы? Да только потому, что она тогда стоила дороже: такая пшеница более технологична и требует больших затрат. Когда же стали закупать твёрдую пшеницу по более высокой цене, крестьяне сразу увеличили её производство»
Эти сказанные Лоором тезисы – краткое обоснование того, почему законопроект об особо значимых аграрных территориях нужен стране (во-первых), и почему первым таким регионом должен стать именно Алтайский край (соответственно, во-вторых). Руководство края начало убеждать в этом федеральный центр с 2008 года: тогда губернатор Александр Карлин впервые озвучил эту мысль тогда кандидату в президенты Дмитрию Медведеву. А в 2010 году законопроект получил одобрение Совета федерации. Четыре года спустя законопроект законом пока не стал. Но интенсивность обсуждения и работы над ним, как кажется, повысилась.
Напомним, что, по мысли алтайских законодателей, регион, претендующий на статус «особо значимой аграрной территории», должен удовлетворять трём критериям.
Первый – чтобы доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляла не менее 8%. Второй – площадь пашни должна быть не менее 3 млн гектаров. Третий – чтобы доля сельского населения в общей численности не была менее 30%. Под такие критерии, по мнению АКЗС, должны попасть чисто аграрные регионы.
Индустриальные и другие регионы, например, могут обойтись и традиционными объёмами господдержки, или вовсе в ней не нуждаться. По мнению властей Алтайского края, предложенным критериям удовлетворяют восемь регионов России: Башкирия, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Воронежская, Омская, Ростовская и Оренбургская области.
— Законопроект непростой, и мы понимаем, что любой законопроект требует финансовой поддержки – это, пожалуй, самое главное, — сказал сенатор Геннадий Горбунов, руководитель комитета по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу СФ. — Принять просто закон и не поддержать территории на особых условиях – это, как говорят, хлебушек есть, а масла нет.
Увеличенный объём господдержки — это и цель, и одновременно камень преткновения. Тотального одобрения законопроект об особо значимых аграрных территориях не получает. С одной стороны, против руководители некоторых регионов. Мотивация проста: почему Алтайский край должен получать субсидии, а мы — нет?
Такие аграрные гранды, как Республика Татарстан, Волгоградская, Белгородская область и другие регионы критериям не соответствуют: или низка доля сельского населения, или недостаток пашни там компенсируется другими сельхознаправлениями – например, животноводством. В самом Совете Федерации тоже не все «за». Правительство также настаивает на более глубокой работе над законом.
Одна из целей конференции в Белокурихе — доказать законодателям других регионов необходимость закона об особо значимых аграрных субъектах: на мероприятие приглашены спикеры парламентов Новосибирской, Кемеровской областей, Республик Чувашия, Удмуртия.
— То, что предложено в проекте закона, может вызвать дисбаланс, — говорил ранее заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач. — Это не означает, что этого [работать над законом – прим. КТВ] не надо делать, надо все десять раз продумать.
По мнению замминистра, необходимо провести ревизию тех форм господдержки, которые уже имеются. И только потом делать выводы, какие меры стоит предпринять: нужны ли поправки в закон о сельском хозяйстве, выделение новых субсидий или новый закон. В любом случае, резкое расширение льгот, по словам Клепача, в условиях нынешнего бюджета — нереально.
Власти Алтайского края в попытках «продвинуть» законопроект решили задействовать ещё один фронт: акцентировать внимание на экологической чистоте продукции, которая может производиться в Алтайском крае. И заинтересовать таким производством бизнес: на конференцию приглашали руководителей пищевых и перерабатывающих предприятий региона. С одной стороны — показать потенциал края в этом направлении. С другой — обозначить перспективу.
Ведь если будет господдержка, которую предусматривает законопроект, то и эко-продукции на прилавках будет больше. В условиях возможных санкций со стороны Европы и ограничения импорта — крайне актуальная мотивация. Ведь в Москве, Екатеринбурге и других городах зарубежные продукты могут занимать до 70% от всех продающихся.
— Алтайский край имеет все условия и перспективы, чтобы стать территорией, производящей экологически чистые продукты, — сказал председатель АКЗС Иван Лоор. — В Германии такие продукты стоят минимум на 30% дороже. Поэтому и наша задача – стимулировать сельхозтоваропроизводителей выпускать экологически чистую продукцию.
Спикеры, выступающие на конференции, рассматривали эффективные и недорогие способы выращивания качественной говядины, обсуждали методы господдержки и опыт сбыта экопродукции в регионах Германии.
Немецкая сторона активно делилась опытом в производстве и господдержке аграриев, выпускающих эко-продукцию. На фото — начальник отдела продовольствия и сельского хозяйства Посольства ФРГ в России Юдит Конс.
— В Германии погектарная поддержка тех, кто заявился выращивать экологически чистую продукцию, составляет более 500 долларов на гектар — это в 20-30 раз больше, чем сейчас есть у нас, — высказал аргумент в пользу мысли коллеги сенатор Геннадий Горбунов.
Но, посетовал уже сенатор Сергей Белоусов, сегодня законодательного определения того, что можно считать экологически чистой продукцией, нет. Пока не поставлена на поток и система контроля. Так что законодателям предстоит работать ещё и в этом направлении. Впрочем, пока главная задача по «продвижению» закона об особо значимых аграрных территориях – убедить в его необходимости власти: федеральные и региональные, а также собрать обратную связь от органов власти. Это сегодня — первый и главный фронт.
— Значимость Алтайского края и история подтверждает: это и Столыпинские преобразования, и целина, — говорит сенатор Сергей Белоусов. — Кроме того, помните, как три года назад Алтайский край выручил всю страну по гречке? Сейчас все заговорили о продовольственной безопасности. Думаю, всё это соберётся в нормальный вектор. Закон будет, но не быстро, не сразу.
Фото — пресс-служба АКЗС, Антон Агарков/Strana.ru
Ювелирная мастерская «NewServiceSystems», расположенная в городе Барнаул, предлагает широкий спектр услуг по ремонту и восстановлению…
Все мы хотим проснуться первого января в отличном настроении, но при этом не можем обойтись…
Это районная библиотека и Центр культуры и досуга. Что изменится после масштабных ремонтов? vesti22.tv
Итоги телевизионного года в действии – самые результативные сюжеты 2023-го. vesti22.tv
Что предлагают продавцы, и как безопасно встретить 2024 год? vesti22.tv
Журналисты программы «Вести Алтай» поздравляют жителей края с наступающим Новым годом. Спасибо, что в 2023-м…
View Comments
Думаю, не проведут они этот закон через думу