30 августа перед депутатами алтайского заксобрания выступил начальник управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности Евгений Дешевых. Если кратко: туризм в регионе развивается, турпоток растет, гости остаются довольны. Тем не менее, в сфере остается ряд болевых точек, которые тормозят развитие отрасли. Подробнее ― в материале «МК на Алтае».
ФОТО: PIXABAY.COM
Миллионные вложения
По словам Дешевых, интерес туристов к Алтайскому краю продолжает расти. Только за семь месяцев 2023 года регион посетили 1,4 миллиона гостей, что превышает уровень аналогичного периода прошлого года на 4%. Ожидается, что к концу году турпоток составит 2,2 миллиона человек.
Наиболее популярными у путешественников традиционно остается Алтайский район, Белокуриха, Барнаул, Бийск, Яровое, Романовский, Змеиногорский, Курьинский, Краснощековский, Смоленский, Чарышский, Егорьевский, Залесовский и Заринский районы.
«Более 70% туристического потока формируют жители соседних регионов: Новосибирской, Кемеровской, Томской, Омской областей и Красноярского края. Для санаторно-курортного лечения в регион приезжают жители северных районов ― Ханты-Мансийска, Тюмени, ЯНАО, Якутии. Уже не первый год более 10% прибытий приходится на жителей Москвы и крупных регионов европейской части страны», ― доложил Дешевых.
Со слов чиновника, в целом гости лояльны к турпродукту региона, его качеству и уровню сервиса. Об этом свидетельствует процент повторных прибытий, который по оценкам собственников средств размещения составил 50%. В основном путешественники приезжают в регион из-за красивой природы, а еще потому, что остались довольны прошлым отдыхом.
Начальник управления подробно рассказал об инвестиционных вливаниях в сферу. Так, по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» из федерального бюджета удалось привлечь более миллиарда рублей. Деньги ушли на благоустройство пляжей и национальных туристических маршрутов. Кроме того, регион получил самую большую в стране субсидию на строительство модульных отелей ― 944,8 млн рублей. Уже поддержано 12 инвестпроектов на 600 номеров. А еще у предпринимателей города Яровое, Завьяловского, Змеиногорского, Курьинского районов появилась возможность получить до 10 млн рублей господдержки на развитие пляжей.
На средства инфаструктурного бюджетного кредита (речь идет о 2,8 млрд рублей) отремонтировали мост на въезде в город-курорт Белокуриху, продолжается реконструкция 20-километрового участка дороги «Алтайское-Ая».
В целом же, основной поток средств в последние годы направлен на объекты в предгорной части региона — ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» игорная зона «Сибирская монета», курорт «Белокуриха Горная». Также в числе приоритетных направлений ― Заринский, Змеиногорский, Красногорский, Краснощековский, Курьинский, Михайловский, Солонешенский и Чарышский районы. Правда, пока туризм в этих районах развивается только за счет частных инвестиций ― в среднем 200 млн рублей в год.
Фото: akzs.ru
Курортный сбор ― в другие в районы
Дешевых также поделился результатами эксперимента по курортному сбору, который Алтайский край ввел в 2018 году. За неполных пять лет в Белокурихе, которая и была выбрана площадкой для эксперимента, удалось собрать 198,1 млн рублей сбора, из них 54,7 млн рублей ― в 2022 году.
«Взимание сбора не вызывает отторжение у турсообщества, поскольку этот механизм позволяет направлять дополнительные средства на развитие курортной инфраструктуры. Количество отказавшихся за все время его проведения составляет 0,1 %», ― доложил начальник управления.
Спикер рассказал, что по поручению президента за регионами до 15 декабря законодательно закрепят право самим принимать решение о введении курортного сбора. А потому власти Алтайского края рассмотрят «целесообразность его введения на других территориях».
На какие районы расширят эксперимент (еще раз напомним, что пока он действует только в Белокурихе), спикер не сообщил. Можно предположить, что налог для туристов могут ввести в популярном–городе курорте Яровое, озерах Гуселетово и степных территориях.
«Своим» не по карману
У депутатов к начальнику туристического управления возник ряд вопросов, как общего, так и частного характера: одни интересовались, когда приведут в порядок популярные у туристов дороги, других возмутили «московские» цены на отдых в регионе, а третьи поделились своим «рецептом» развития отрасли.
Депутат-коммунист Михаил Зайцев, например, спросил у Евгения Дешевых о целесообразности увеличения финансирования отрасли во время СВО.
«Туризм ― отрасль, как и промышленность, и сельское хозяйство, вносит вклад в социально-экономическое развитие региона. Субъекты турбизнеса инвестируют в экономику, создают рабочие места, платят налоги, пополняющие бюджет», ― объяснил народному избраннику чиновник.
Ряд вопросов возник по популярному у туристов Чарышскому району. «Наверняка потоки в Чарыш были бы больше, будь короче путь, ― указал единоросс Александр Лазарев. ― Сегодня едут аж через Алейск, а есть короткая дорога из Белокурихи через Солонешенский район. Планируется ли несчастные 70 километров привести в порядок?».
Дешевых доложил, что работы на участке от Белокурихи уже идут. В течение трех лет его приведут в нормативное состояние. Однако, на участок от Солонешного до Чарышского планов у «Алтайавтодора» пока нет, признал чиновник. Чем, впрочем, вызвал осуждение со стороны спикера парламента Александра Романенко:
«Это должны быть не планы «Алтайавтодора», а правительства и АКЗС. А главным инициатором должны быть вы. Да «Алтайавтодору» совершенно побоку, какая дорога до Денисовой пещеры, и едут ли туда люди!», — возмутился он.
К «дорожной» теме подключилась социалистка Евгения Боровикова. С ее слов, приведение магистралей в порядок ― дело нужное и важное, вот только из-за этого туристы вынуждены стоять в пробках. Она предложила ввести мораторий на ремонты магистралей в разгар сезона на курортных территориях.
В числе прочего она обратила внимание и на доступность отдыха для жителей Алтайского края.
«Такое ощущение, что цены исключительно для москвичей. Платить по 100-150 тысяч жители Алтайского края не смогут ― в регионе низкие заработные платы. В санаторий «Барнаульский» путевка общего профиля на 14 дней обойдется от 63 до 110 тысяч рублей. Добавим сюда стоимость медицинских услуг и прочие дополнительные расходы, плюс, если человек добирается до Барнаула, то транспортные расходы, и у нас получается просто баснословная сумма. При этом состояние санаториев вызывает бурю негативных эмоций. Если бюджет чуть меньше, то нашим землякам дешевле будет посетить Байкал или отдохнуть на Кавказе. О чем это говорит? Местные руководители зачастую решают заработать здесь и сейчас, а что будет в дальнейшем их не интересует», ― заявила Боровикова, добавив, что решением проблемы могло быть стать предоставление санаториями 50-процентной скидки «своим» жителям региона.
Александр Романенко искренне удивился озвученными народной избранницей данными о стоимости лечении в барнаульском санатории. «Проверьте информацию, что там действительно такие расценки. Я удивлен. Может, вы ошиблись? Это же профсоюзная организация, а наши люди не имеют возможности отдохнуть», ― возмутился Романенко.
Председателю парламента ответил глава комитета по промышленности, предпринимательству и туризму Владимир Семенов. По его словам, расценки в санатории не ниже среднесибирского уровня, но по каким-то позициям все же выше.
«Две трети отдыхающих в санаториях ― жители других регионов, которые приезжают повторно. Для постоянных клиентов действуют скидки. И люди полностью удовлетворены и стоимостью, и услугами», ― заверил Семенов.
И поставил точку в прениях:
«Туризм сейчас ― это в том числе отрасль импортозамещения, однако эта возможность в крае будет не всегда. Крым, Краснодарский край не добирают туристов, и мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы привлечь дополнительных гостей. Транспортное плечо очень часто делает туристический бизнес неконкурентоспособным. Если бы мы смогли закольцевать Чуйский тракт через Солонешное, имели бы иной турпоток в регион», ― заключил депутат.