Вс. Май 19th, 2024

Кризис — это возможности

Кризис — это возможности

Справка: Денис Прядунов, 29 лет. Предпринимательский стаж — с 2012 года. Учредитель и директор компании «СКС-Конструкция» — производство и продажа сушильного оборудования». В 2016 году создал компанию «Неограниченные возможности» по производству продукции для маломобильных групп населения. В 2018 году стал номинантом премии «Человек года» за производство оборудования для маломобильных групп населения.

— Денис, в какой момент вы поняли, что будете предпринимателем?

— Да, пожалуй, с самого детства. Можно сказать, это моя судьба. По словам мамы, когда в детстве на вопрос «Кем ты хочешь быть?» мои сверстники отвечали, мол, космонавтами или врачами, я всегда говорил: «Буду директором». И уже в старших классах школы начал искать информацию, читать, узнавать, как организовать собственный бизнес.

 

— Как выбирали, каким продуктом заниматься, и почему остановили выбор на сушильных шкафах?

— До того, как начать собственное дело, я работал по найму в трех компаниях, в каждой по восемь месяцев. Одна из этих компаний занималась поставками таких шкафов. Когда выбирал, с чего начать, выбрал тот продукт, который был мне хорошо известен, — сушильные шкафы. Начал я с того, что стал дилером этого завода. И уже за первый год работы мы стали лучшими, наша команда обошла по объемам даже филиалы завода. И, как следствие, завод захотел нас выкупить.

 

— В какой момент решили начать собственное производство?

— Это был своего рода ответ на кризисную ситуацию. Несколько факторов сошлись. Первый — то, что существенно снизилось качество продукции завода, с которым работали, и увеличилось количество рекламаций, и в какой-то момент у нас уже не хватало ресурсов отвечать на эти претензии. Второй фактор — мы отказались продать нашу компанию и, конечно, сразу перешли из статуса «партнеры» в статус «конкуренты», а следовательно, перестали получать выгодные условия.

В тот момент совместно с моим партнером, Евгением Безродневым, решили начать собственное производство. Первоначально за основу взяли продукцию европейских заводов, старались максимально по качеству приблизиться к их стандартам исполнения, и, я считаю, это стало одним из ключевых факторов успеха нашей продукции.

 

— По вашему рассказу складывается впечатление, что вы очень прагматичный человек. Есть ли в предпринимательстве романтика и можно ли начинать свое дело из романтических убеждений?

— Начать, конечно, можно, но вопрос ведь в том, как долго продержится этот романтический настрой. От прагматизма в бизнесе не уйти, и чем выше суммы контракта, тем больше прагматизма и меньше романтики. Я сам еще пару лет назад был очень романтичен.

 

— Сейчас, по прошествии ряда лет с момента начала собственного дела, можете оценить, что было действительно сложно в этот период и как вы это преодолели?

— Реально сложная ситуация произошла относительно недавно, встряхнула очень сильно и заставила многое переосмыслить. На фоне эйфории от успехов потеряли ощущение своих реальных возможностей и взяли большой контракт с очень жесткими условиями поставки. Но уровень амбиций был не подкреплен уровнем нашей организационной готовности. На решение этой кризисной ситуации нам потребовался весь прошлый год.

 

— Что помогло выйти из кризиса?

— Первое, с чего начали, — это сокращение собственных расходов. Одновременно пересмотрели бизнес-модель. В тот момент я и перешел от романтизма к прагматизму. Мы вернули компанию в точку безубыточности, после чего начали рассчитываться с долгами.

 

— Денис, какой можете дать совет начинающим предпринимателям, что нужно делать, когда компания оказалась в кризисной ситуации?

— Всегда нужно быть на связи со всеми и не выпадать из диалога. Очень важно понимать, что не у вас одних случилась подобная ситуация. Практически у каждого предпринимателя были кризисные моменты. Если быть открытым, то многие отнесутся с пониманием и пойдут навстречу.

 

— Как вы оценили бы процедуры и инструменты поддержки предпринимателей в период, когда вы только начинали свой бизнес, по сравнению с тем, что есть сейчас? Достаточно ли у нас проработан инструментарий поддержки компаний социальной направленности?

— Конечно, они совершенствуются из года в год. Так, в 2012 году нам даже возместили средства на приобретение офисной мебели. Сегодня есть очень хороший инструмент для компаний малого бизнеса — это обеспечение участия в выставках и бизнес-миссиях, когда полностью оплачиваются все затраты на участие. К примеру, по такой программе мы приняли участие в бизнес-миссии в Армению.

Хотя, безусловно, в жизни компаний малого бизнеса все еще очень много моментов, которые можно решить только денежными вливаниями, и, конечно, для предпринимателей необходимо делать более доступными кредитные продукты.

Кризис — это возможности

/Заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Голодец, на стенде компании «СКС-Конструкция», на выставке SAPE 2017. (г. Сочи)/

— Какие причины, по вашему мнению, выступают в пользу того, чтобы начать собственный бизнес?

— Если это производство, то это прекрасная возможность реализации творческого потенциала, ведь процесс создания продукта, его разработка являются творчеством. Порой я включаюсь в работу с нашими дизайнерами, мы совместно наблюдаем за последними трендами в нашем секторе, примеряем, как это можно использовать в наших изделиях, стараемся предвидеть, какими они будут через три года. И еще, конечно, собственное дело — это отличный стимул научиться чему-то новому. Я, допустим, в начале своего предпринимательского пути был очень романтичен и творчески настроен, но благодаря обстоятельствам освоил и даже полюбил работу с цифрами, с данными по продукту и бизнес-процессам, научился работать с глубокой аналитикой.

 

— Как вам кажется, предпринимательская деятельность в нынешнее время и в текущих условиях — это движение по минному полю и предприниматель все еще сапер? Или сегодня у предпринимателей есть инструменты, которые позволяют смотреть и предвидеть, чтобы подстраховаться в этом переходе через минное поле?

— Знаете, я все же считаю, что стало проще. Проводится больше образовательных мероприятий, возникло много информации, особенно в части налогового законодательства и административных и надзорных регламентов. У нас, предпринимателей, появилась возможность подготовится к тем или иным нововведениям. Эти изменения, конечно, можно оценивать по-разному, но главное, что появилась возможность к ним подготовиться — теперь эти новшества уже не как снег на голову. Вызовы у предпринимателя каждый год, каждый квартал, каждый налоговый период, просто они разные.

 

— В чем вы измеряете успешность бизнеса, в каких критериях оцениваете?

— На первых этапах, конечно, ключевым критерием успеха была выручка, но с недавнего времени мы изменили приоритеты. Теперь для нас на первом месте ощущение полной удовлетворенности у нашего клиента. Стараемся работать так, чтобы клиент к нам возвращался.

 

— Денис, как бы вы сформулировали ваше предпринимательское кредо?

— Всегда искать возможность! Я стараюсь во всем видеть возможности, ведь малый бизнес должен практически в ежедневном режиме принимать какие-то решения, чтобы удерживать равновесие. Когда есть трудности и вызовы, это, по сути, один из важных показателей того, что ваша компания работает и развивается. И не стоит этого бояться.

/интервью подготовлено при поддержке  АНО “Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области”/ 

 Кризис — это возможности