Бизнес-тренер Виктория Шухат рассказала, что такое эмоциональный интеллект руководителя и как его развить

Бизнес-тренер Виктория Шухат рассказала, что такое эмоциональный интеллект руководителя и как его развить

Москва, 19 ноября — Атмосфера. Часто ли подчинённые хвалят своих руководителей? Если это обильное застолье, то да. А если это обеденный перерыв да ещё и без посторонних глаз, то начальник, конечно, услышит в свой адрес много слов, вот только хорошими их не назовёшь совсем.   Но почему так происходит? Неужели начальники — это люди другого измерения? Есть твёрдое мнение, что заступив на высокую должность, человек тут же теряет способность чувствовать, становится черствым, бесчеловечным, а мозг есть превращается в алчный калькулятор.   Но есть ведь и другой тип начальников, про которых говорят: "Это человек с эмоциональным интеллектом руководителя, или проще говоря с EQ".   Так что же такое EQ и как эмоциональный интеллект стал главным союзником для успешного управления. А поможет нам в этом известный бизнес-тренер, эксперт по управлению, автор и ведущая онлайн программы "Управленец" Виктория Шухат.   "Управленец с развитым эмоциональным интеллектом — это не всеобщий любимец, который относится к подчиненным, как к родным детям. И он не завершает каждую планерку теплыми объятиями, — поясняет Виктория, — руководители с высоким EQ понимают потребности клиентов — внутренних и внешних. Эмоциональный интеллект помогает распознавать собственные и чужие эмоции, понимать желания и мотивацию собеседников. Люди с развитым EQ побеждают в дискуссиях, успешно выстраивают отношения и умеют разговаривать с аудиторией".   Человек, обладающий EQ — это настоящий лидер, который вдохновляет и ведёт за собой не важно куда: его авторитет настолько высок, что подчинённые не будут задумываться — надо, значит надо! Но если руководитель далеко не лидер и не способен вести за собой коллектив, увы, такое заканчивается обычно переходом на новую работу. Но можно ли развить EQ?   Виктория Шухат уверенно говорит "ДА!". "Есть две ситуации, связанных с эмоциональным интеллектом: долгое развитие и мгновенные реакции. Если случилось что-то "здесь и сейчас", есть быстрые способы правильно отреагировать", — даёт советы бизнес-тренер.   1) Остыть. Столкнувшись с сильными эмоциями, тело готовится сражаться или бежать — нервная система и сердце работают быстрее, а температура повышается. Повышается температура — потеют ладони. Нужно снизить температуру, в прямом смысле — остыть. Возьмите кубик льда, прислонитесь к холодному, поставьте руки под холодную воду. Это включит механизм расслабления.   2) Сделать паузу. Хочется отругать подчиненного, швырнуть в лицо отчетом и хлопнуть дверью. Это понятно, он виноват. Но эмоции не украсят руководителя. Дайте себе время успокоиться, задавая уточняющие вопросы. Это как минимум даст время остыть и обдумать свою реакцию. Считайте до 10-20-30, пока не утихнет ярость.   3) Не накручивать себя. Перенервничав, мы нередко становимся заложниками собственных мыслей. Если ошиблись, то начинаем припоминать себе все ошибки за последние 20 лет. Нужно сосредоточиться на текущем моменте, в этом помогают техники «заземления», например попробуйте сжимать и разжимать кулаки, упритесь пятками в пол, сконцентрируйтесь на какой-то детали во внешнем облике собеседника.   4) Контролировать дыхание. Дышите "четырьмя квадратами": вдыхайте в течение четырех секунд; задержите воздух в легких на четыре секунды; выдыхайте в течение четырех секунд; не дышите четыре секунды.   "Но если Вы понимаете, что низкий EQ мешает достигать результатов, то нужна серьезная "прокачка эмоциональных мышц, — продолжает Виктория Шухат. — Долгосрочная стратегия развития эмоционального интеллекта предполагает, что руководителю необходимо овладеть четырьмя навыками в рамках эмоционального интеллекта: понимать свои эмоции; понимать эмоции других людей; управлять своими эмоциями; управлять эмоциями других людей".   По мнению Виктории, каждый из этих навыков требует глубокого погружения. Один из способов — ведение дневника эмоций. Начинается он с проговаривания и обозначения эмоций. Например, сознавать свои эмоции – означает уметь в любой момент словами объяснить, что вы сейчас чувствуете: "Я очень зол", "Я расстроился", "Я обижен", "Я доволен", "Я растроган до слез".   "Ежедневно фиксируйте, что вы чувствовали и как реагировали на событие — как повели себя подчиненные, насколько вы заразились от них эмоциями, смогли ли управлять ими, — продолжает коуч. — Этот навык позволит подобрать ключи к каждому сотруднику, максимально мотивировать подчиненных на эффективный труд, создать нужный климат в коллективе".   Такой руководитель точно знает: кого и когда нужно похвалить, на кого и когда критиковать, с кем лучше поговорить наедине, а с кем – публично. Таких лидеров коллеги искренне уважают и готовы идти за ними куда угодно.