Пн. Апр 29th, 2024
Кофе с улочкой

Кофейни с напитками «на вынос» становятся, пожалуй, самым популярным бизнесом среди молодых стартаперов. При этом местных брендов на рынке пока больше, чем открывшихся по франшизе. «Капиталист» разбирался, появилась ли конкуренция в этой бизнес-нише.

Бориса Родионова и Андрея Устьянцева можно назвать первопроходцами индустрии кофе to go в Барнауле. Их Kennedy’s Coffee открылся в 2013 году, когда такой вид бизнеса был для Алтайского края в новинку. Кофе «с собой» продавали многие заведения, но отдельно на напитках на вынос специализироваться никто не решался. Родионов и Устьянцев не стали прибегать к франшизам, которые уже работали в городах Сибири и России, а разработали свой собственный бренд. Зелёно-оранжевого лиса — логотип Kennedy’s — многие потребители восприняли как «пришлую» марку, а значит, статусную и заслуживающую доверия.

— Наша идея в том, чтобы варить для людей хороший кофе высокого качества по доступной цене, — говорит «Капиталисту» Родионов. — Мы можем позволить себе это за счет высокого оборота и небольшой арендной площади. Многие из кофеен, таких, как наша, открываются на базе чайных или кофейных лавок и представляют собой ту же продавщицу, которая просто нажимает на кнопку и наливает вам стаканчик какого-то кофе. Этот кофе зачастую не самого лучшего качества.

Первый Kennedy’s Родионов и Устьянцев открыли в ТРЦ «Весна» — место оказалось популярным, поэтому предприниматели через некоторое время смогли открыть и ещё одну точку. Вторая кофейня открылась уже в центре Барнаула, в ЦУМе. Был и третий филиал, но его пришлось закрыть по независящим от бизнесменов обстоятельствам. Несмотря на то, что брать кофе с собой и пить его по пути на работу барнаульцы тогда ещё не привыкли, бизнес оказался прибыльным.

Сейчас, с двумя точками, ежемесячный оборот Kennedy’s Coffee в среднем составляет, как говорит Родионов, 800 тысяч рублей. Как говорят сами предприниматели, один из решающих факторов в индустрии кофе to go — это место. Немалых оборотов удалось добиться во многом благодаря хорошей проходимости мест.

— Фактор места в нашем бизнесе является критическим, — говорит Родионов. — Если ты будешь варить самый крутой кофе в городе, но будешь находиться в месте с малой проходимостью и неудобным подъездом, то, к сожалению, тебе быстро придется закрыться. Места для мини-кофеен в городе есть, но хороших, читай рентабельных, крайне мало.

Год спустя после открытия первой мини-кофейни, Родионов и Устьянцев создали франшизу своего проекта и пытаются продвигать её в другие регионы России. Также стартаперы планируют открывать заведение нового формата. Подробностей пока не сообщают, но, исходя из опыта подобных проектов в России, мини-кофейни могут развиваться или в направлении ещё большей мобильности («кофе на колёсах»), или в сторону стационарности, добавляя к заведению сидячие места.

1лайк
Кофейня Coffee Like в Омске

Кофейня Coffee Like появилась в Барнауле по франшизе, её в город привёз предприниматель Николай Бабичев. Отличие этого бренда в том, что в Like можно посидеть и воспользоваться бесплатным wi-fi. За полгода существования кофейня вышла на оборот до 200 тысяч рублей в месяц. Оборот Бабичев планирует увеличить за счёт открытия новых точек — пока же Like в Барнауле только один. Преимуществом бренда Николай считает «постоянные акции, разговорчивых бариста», а также глобальную базу клиентов по всей России: скидку за покупку кофе в Барнауле можно получить и в любом другом городе, где есть их кофейня.

И Бабичев, и Родионов считают, что конкуренция среди подобных компаний в Барнауле только начинается. На более чем 600-тысячный город 7-10 мест, где можно приобрести кофе «с собой», не так много. Кроме того, заведения рассредоточены по разным районам, а значит, кучности, которая порождает конкуренцию, нет.

— Места хватит всем, просто нужно поискать, — говорит Бабичев. — Конкуренция есть, но она не серьёзная.

Бывший журналист Игорь Шиповалов своё место нашёл в крупном торгово-офисном центре. «Геомаркет» в плане географии — не самая популярная локация, но своих клиентов Шиповалов увидел среди работников этого же офисного центра, а также посетителей крупного магазина электроники.

1бодр
Кофейни формата to go открываются, как правило, в офисных и торговых центрах

Игорь Шиповалов пошёл по пути Kennedy’s Coffee — многочисленным франшизным предложениям предпочёл создание собственного бренда. Его Trendy. Latte & Muffin Bar открылся летом 2014 года, когда уже работали и Kennedy’s, и Like, а также предлагали кофе на вынос стационарные кофейни.

— Кофе сейчас не на самом пике своей популярности в Барнауле, поэтому есть возможность роста и развития. Этот рынок относительно свободен и, можно сказать, что даже пуст, — сказал «Капиталисту» Игорь Шиповалов. — Изначально планировали уложиться в 100 тысяч на открытие, потом поняли, что не хватит и 150. И в итоге уложились в 200 тысяч рублей. Немалые затраты ушли на сиропы. На них мы в нашем заведении сделали основной упор, решив отличаться от коллег. На их покупку ушло примерно 30 тысяч.

1тренди

Шиповалов, помимо кофе, специализируется на выпечке. Некоторые сладости и продукты предприниматель планирует возить из Германии и Италии. В конце августа предприниматель открыл уже вторую точку Trendy — на этот раз в центре Барнаула.

— С одной стороны мы с нашими конкурентами работаем в одном сегменте, в формате кофе на вынос. Но из-за того, что рынок Барнаула настолько не заполнен, мы не конкурируем сейчас. В том числе и потому что находимся в разных местах, — говорит Шиповалов. — На данный момент мы друг друга дополняем и нельзя сказать, что отбиваем клиентов друг у друга.

1ю
Кофейни формата to go становятся в Барнауле крайне популярным видом бизнеса

С Шиповаловым соглашается и Родионов. Появление новых игроков рынка он считает скорее плюсом для ниши и возможностью «воспитать» потребителей и привить им привычку покупать кофе в заведениях формата to go. Мест для открытия таких мини-кофеен в Барнауле, считают предприниматели, ещё много. И когда в одном торговом центре будет работать сразу несколько таких кофейных компаний, тогда конкуренция и начнётся.

— За год, прошедший с нашего открытия, в городе появилось уже достаточно много заведений подобного формата, — говорит Родионов. — На рынке «кофе на вынос» сейчас появляются и ребята, которые стараются варить кофе на профессиональных кофемашинах и обучают бариста. Это хорошо.