Сб. Апр 20th, 2024

Как 3D-принтеры и гражданская инициатива помогут спасти исторические памятники, привлечь туристов и помочь городским службам увидеть Барнаул с другой стороны – специально для “Капиталиста” рассказал архитектор Александр Деринг.

Одна из интересных возможностей применения 3D-принтеров – это его использование для наших, так скажем, представительских проектов. В Томске существует огромный макет города, созданный по цифровым технологиям. Если и у нас появятся такие амбиции и понимание пользы от них, то Барнаул мог бы заказать подобный макет и для себя. Для чего нужен макет? Это своеобразный объёмный инструмент, цифровая модель, которую городские службы могут наглядно использовать в своей повседневной работе. Она всё время под рукой и поэтому с её помощью можно решать какие-то городские проблемы, видеть пространственную структуру Барнаула и мониторить общую ситуацию. Если появляется какая-то новая застройка, то блок просто меняется. Макет – он ведь интерактивен.

[one_half last=”no”]
Макет Томска имеет размеры 3 на 8 метров и состоит из более, чем 500 «плиток». Он воссоздаёт рельеф территории города, расположение 90 000 существующих зданий, сооружений, развязок, мостов, дорог и 7 000 проектируемых объектов с перспективой до 2025 года. По мере природных изменений местности, проектирования, развития строительства любой фрагмент может быть перепечатан и заменен. Макет напечатан на Z-Printer 450. Материал – гипс с добавлением цвета.[/one_half]Ограничения у данной технологии только одни – это мощность самого принтера. Я знаю, что в Барнауле есть подобная техника у архитектора Родиона Есипова. Это очень творческий и увлекающийся человек, который пробует себя в дизайне и занимается параметрикой. Сейчас он берёт небольшие заказы и выращивает форму. Принцип выращивания нужной формы – почти безграничный, если бы имелся 3D-сканер, то можно было бы отсканировать человека и просто получить его модель на 3D-принтере. К сожалению, станок у Родиона небольшой, примерно полметра в ширину, поэтому если говорить о каких-то градостроительных проектах, в которых масштаб зданий небольшой, то можно выращивать их блоками и модулями. Что касается стоимости, то тут цифры далеко не космические, порядка нескольких сотен тысяч рублей. Хотя может речь дойти и до миллиона, если целый город создать на 3D-принтере. Кроме того, надо смотреть на расход материала, сколько тратится специального порошкового пластика, будет ли макет после создания окрашен и т.д.

[one_half last=”no”]Любляна
Макет центра города, отлитый в металле. Установлен в столице Словении – Любляне, городе с населением в 323 тыс. человек, который ориентируется на сферу туризма и проведение международных ярмарок.[/one_half]Есть такая идея – сделать визуализацию знаковых для Барнаула мест. Ну, например, площади Советов, Сахарова и Барнаульского сереброплавильного завода. Если это приживётся, то можно попробовать принять данный проект как некую программу, посчитать под неё финансы, определить исполнителей – кто будет делать матрицу, кто отливать формы, кто монтировать, а дальше надо искать бюджет. Поскольку мне и моим коллегам это самим интересно, процесс начнётся за счёт инициативной группы, которая реализует предварительную часть. Но во всём остальном нам не обойтись без участия городских властей. Тут ведь не только финансовая сторона вопроса, но и правовая – для установки макета надо решить вопросы с землей, получить разрешение.

С бывшим Сереброплавильным заводом ситуация сложнее. Он находится в частных руках и государство пока не может туда вкладывать деньги. Нам нужно составить обширную и понятную программу по освоению этого культурного наследия, чтобы оно могло приносить дивиденды. Собственники завода готовы идти навстречу общественности. 3D-макет завода – один из выходов. С помощью него можно показать – вот, смотрите, что-то делается. Вот немного благоустроили территорию, вот туристические группы ходят, вот макет завода сделали и установили. Это был бы очень сильный ход.

К сожалению, сроков реализации задуманного нет. Я пока не знаю из кого будет состоять инициативная группа, хотя есть понимание, что кроме архитекторов там должны присутствовать и журналисты, и любители старины. Есть ещё большое желание и понимание как это делать, в каких направлениях двигаться. Надо обязательно встретиться с представителями Сереброплавильного завода, чтобы рассказать о программе, которая поможет понять им – чем они владеют и что может из этого получиться. Как мне видится, у нас есть некий комплекс – река Барнаулка, плавильные фабрики, важня и т.д. Для начала надо активировать туристические группы, потом начать приспосабливать какие-то здания для альтернативной эксплуатации и решить вопрос доступа на территорию.

БСЗ

В помещениях бывшего завода могут появиться артцентры, офисы, мастерские художников, дизайнеров, лавки по хенд-мейд, мелкие ремесленники, кафе и небольшие магазинчики. Там могут выставлять свою мебель различные салоны, как в своё время в Москве развивался Artplay. Там за архитекторами потянулись продавцы напольных покрытий, дверей, отделочных материалов. Таким образом у проекта появится коммерческая сторона, сюда начнут приходить как туристы, так и сами горожане, чтобы провести выходные. Территория будет насыщаться, город начнёт проникать туда и она включится в исторический центр.

[one_half last=”no”]
Александр Деринг – известный барнаульский архитектор, руководитель студии “Классика”. В его активе более пятисот авторских проектов, среди них — восстановленная Никольская церковь, храм Александра Невского, торговые комплексы «Европа», «Поместье», «Пассаж», «Орион», бизнес-центр «Идеал», «Квадро-интерьер», реконструированные «Родина» и Художественный музей Алтайского края.[/one_half]С чего начинать? Надо сделать нормальный 3D-макет, чтобы люди пришли, посмотрели и сориентировались, что и где находится. Возле памятников можно разместить локальные таблички и QR-коды. Сами же макеты нужно сделать в металле. Вот, например, есть хорошие исполнители в Камне-на-Оби. Они освоили литьё и сейчас делают разные реставрационные вещи, например, в концертном зале воссоздали аутентичные бра 1950-х годов. Мы сделаем макет, потом обратную форму, которую уже можно залить. Пусть он состоит из нескольких частей – их потом можно соединить на какой-нибудь платформе.

В целом, это два больших направления работы – макеты и работа над территорией. Я думаю, что мы постепенно воплотим планы в жизнь тем или иным способом. В городе найдутся ребята, которые захотят заселить помещения завода, если там будет нормальная цена за аренду и подходящие условия. Я представлю себе как это сделать. Это будет очень сильное, очень экзотичное пространство и самое главное, что ничего подобного в округе попросту нет.

Фото – tomsk.ru, архивы Александра Деринга и интернет-журнала “Капиталист”.