Пн. Апр 29th, 2024

«Должно быть сокращено количество разрешительных процедур». Глава Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц рассказал «Капиталисту» о тех препятствиях, которые сейчас встречаются на пути у застройщиков и о том, как они их хотят обойти.

Юрий Фриц, председатель правления Алтайского союза предпринимателей:

— Сегодня в сфере строительства существует огромный комплекс проблем. Они начинаются с момента выбора земельного участка. Если предприниматель хочет реализовать свои инвестиционные планы, то он с самого начала сталкивается с проблемой выбора земельного участка. Землю можно получить либо с аукциона, либо попробовать самостоятельно подобрать участок. Практика показывает, что на аукционах земельные участки получают крупные организации, а малому и среднему бизнесу крайне тяжело там выигрывать. Найти же участок самостоятельно предприниматель не всегда может ввиду отсутствия информации об обеспеченности инженерной инфраструктурой. Кроме того, предприниматель не знает градостроительных норм, а любой участок ограничен определёнными нормативами.

[one_half last=”no”]
Юрий Фриц – генеральный директор ООО «Группа Компаний Сибирь Контракт». Был депутатом Барнаульской городской думы. В 2012 году избран председателем правления Алтайского союза предпринимателей.[/one_half]Проходит очень длительное время пока предприниматель находит тот участок, который бы его удовлетворял и где было бы можно реализовать свой потенциал. Дальше начинается самое интересное — оформление градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), разрешение на подключение к сетям инженерной инфраструктуры. У нас, как правило, этим ведают организации-монополисты. Кроме того, данные процессы достаточно длительные по времени и затратные по деньгам. Получив ГПЗУ, надо пройти ещё и государственную экспертизу, что тоже отнимает время и средства, но без этого сегодня нельзя. Но даже по завершении строительства начинает длительный и трудоёмкий процесс по вводу здания в эксплуатацию.

На каждом из этапов предпринимателю приходится сталкиваться с чиновниками, которые бывают разными. Ведь даже для получения нормальных технических условий на подключение к инженерным сетям некоторым приходится прибегать к вещам, находящимся за рамками закона.

Бывают ситуации, когда предприниматели осуществляют строительство без разрешения. Это незаконно, но здесь надо очень внимательно подходить к каждому персонально. Одно дело, когда это объективные причины, другое дело, когда это сделано умышленно.

Например, построены некие дома без разрешения на строительство. Есть решение суда об их сносе, но это хорошие дома, капитальные объекты и достаточно современные строения. Почему обязательно нужно их сносить?

Судебные приставы не могут выполнить решение суда, а за счет застройщика это тоже невозможно сделать добровольно. Правильнее было бы поискать возможные точки соприкосновения. Зачем ломать? Давайте компенсируем затраты предпринимателю и заключим мировое соглашение, а здание используем для муниципальных нужд — для переселения из ветхого жилья, размещения детсадов и т.д. Снос — это крайняя мера, когда здание представляет угрозу, а если есть техническое заключение о его пригодности, то лучше за небольшие деньги принести пользу городу, району и гражданам, вместо того, чтобы строить с нуля другие объекты.

Управление по строительству предложило предпринимателям “дорожную карту”, которая основана на федеральном аналоге. Если она заработает, то это будет определённый прорыв. Но для того, чтобы она заработала, нужно сделать несколько простых вещей. Во-первых, каждое муниципальное образование должно иметь утвержденный генплан перспективной застройки с направлениями развития города и разрешённой этажностью зданий. Во-вторых, муниципалитеты обязаны сформировать исчерпывающий перечень земельных участков под строительство, который должен быть публичным, чтобы было понятно, где можно построить торговый центр, где жилой микрорайон, а где спортивное сооружение и т.д. Эта административная работа, которая должна быть проделана в кратчайшие сроки, чтобы бизнес понимал куда он может реализовывать свой потенциал.

Существующая сегодня практика сложна и трудоёмка. Технические условия на подключение к сетям и договор аренды земельного участка выдаются на определённый срок. Даже если предприниматель оплачивает договор аренды, не все укладываются в нормативные сроки из-за бюрократизации. Заканчивается срок действия одних документов, нужны новые, а предприниматель в итоге ходит по замкнутому кругу от одной организации к другой. И понеся затраты, предприниматели могут лишиться этого участка, который уйдёт более расторопному застройщику.

Оформлением документов должны заниматься профессионалы, в том числе и из муниципалитетов. У нас предприниматель сейчас и жнец, и на дуде игрец. Он должен разбираться в земельном законодательстве, быть юристом и экономистом в одном лице.

Крайне нежелательна ситуация, когда бизнесмен бегает между кабинетами, общается с чиновниками и выпрашивает разрешения. Может быть это стоит делать за какие-то разумные деньги. Ведь любой предприниматель будет готов их заплатить, лишь бы избавить себя от бумажной волокиты. Пусть он делает проект, проходит при необходимости государственную экспертизу и спокойно строит. По такому же принципу «одного окна» должен осуществляться ввод объекта в эксплуатацию.

0_821d4_eefe6953_XL

Должно быть сокращено количество разрешительных процедур. Об этом, кстати, в «дорожной карте» и говорится с уточнением, что это произойдёт к 2018 году. Хотя мы считаем, что эти сроки можно и нужно сократить. Впрочем, если «дорожная карта» будет принята в том виде, в котором она была представлена, то мы получим серьёзный сдвиг в сфере строительства. Мы очень надеемся на это.

Сокращение сроков согласовательных процедур неизбежно повлечет за собой снижение стоимости квадратного метра. Снизятся непрямые затраты, увеличится предложение на рынке, а значит упадёт и цена на недвижимость. Это законы рынка.