Пт. Май 3rd, 2024

«Мы здесь ни впереди, ни сзади»: Как принимали в первом чтении закон о правительстве Алтайского края

На сессии АКЗС коммунисты пытались в корне поменять концепцию закона о правительстве Алтайского края, справедливороссы соглашались с единороссами, а ЛДПР предлагала проверять на детекторе лжи, собирается ли будущий член правительства воровать.

26 марта стало известно, что закон о правительстве Алтайского края депутаты и администрация региона хочет успеть принять до парламентских каникул — то есть, до июля 2015 года. В ближайшее время, как заявил вице-губернатор Виталий Снесарь, на обсуждение парламента вынесут и закон о системе органов исполнительной власти — тогда станет ясно, каким образом будет выстроена структура региональных министерств и прочих ведомств.

Напомним, губернатор Алтайского края, по законопроекту, должен стать одновременно и председателем правительства.

«Капиталист» приводит избранные реплики и диалоги, которые звучали на сессии Алтайского краевого заксобрания при обсуждении законопроекта о региональном правительстве. Из всего сказанного можно сложить исчерпывающую информацию о том, какие есть слабые места у новой управленческой концепции, кто решительно высказывается против этой формы, и почему, тем не менее, она остаётся единственной возможной для Алтайского края.

О воровстве и совести

Юрий Гальченко, ЛДПР:

— Цель заявлена благая – улучшение качества управленческой деятельности. Но ведь всеми экспертами признано, что за рубежом, что у нас в стране, и Путин это озвучивал — улучшение качества зависит не от того, как назовётся власть, администрацией или правительством, как они сядут, в какие кабинеты. Суть в том, кто будет управлять, в качестве самих управленцев. Главная причина ситуации в экономике России — это не валютные передряги, не какие-то санкции. Причина в том, что качество управления очень низкое. Последний опрос показал, и Путин об этом говорил, что даже в высшем окружении – федеральном правительстве – только 31% профессионалов.

Иван Лоор, председатель АКЗС:
— Юрий Константинович, как-то бы нам опуститься на нашу алтайскую землю.

Гальченко:
— Я сейчас и скажу. Качество управленцев нуждается в серьёзном улучшении. Не зря Путин сказал, что необходимо работать над профессиональными качествами — чтобы соответствовало образование, стаж, чтобы достижения были на этом уровне. А не непонятно какие люди и как назначаются. Профессиональный уровень людей — только он может улучшить экономику. 15 лет говорим об одном и том же, и ничего никто сделать не может. Второе — высокая коррупционность чиновников. И надо самим чиновникам от этого имиджа избавиться! Для этого уже делаются предложения, и с ними соглашается сенатор Беляков, Чуров соглашается. Надо вводить тесты на мотивированность чиновников.

Лоор:
— По проекту, по проекту!

Гальченко:
— Если бы мы эти тесты первыми придумали у себя, чтобы те люди, которые идут на эти должности, прошли тест, или [проверку] на детекторе лжи, зачем они идут во власть — воровать или работать.

Лоор
— Юрий Константинович, по проекту! Ещё минута — и…

Гальченко:
— Хорошо бы мы эти нормы у себя разработали! Их разрабатывают в правительстве, но и в регионах это рекомендуется. Не будем ждать, когда нас в конце концов [критикующими] статьями [в СМИ] так забьют, что стыдно будет на улицу выйти.

О понятиях

Николай Наздрачёв, КПРФ:
— К сожалению, предлагаемый законопроект так и не даёт ответ на вопрос, чем принципиально будет отличаться правительство Алтайского края от деятельности администрации Алтайского края, и почему деятельность правительства будет носить более эффективный характер. Поэтому фракцией КПРФ подготовлены поправки, которые носят концептуальный характер и главным образом направлены на разделение полномочий губернатора Алтайского края и председателя правительства.

При этом нами предлагается установить, что правительство возглавляет председатель правительства. Его назначает губернатор Алтайского края с согласия краевого законодательного собрания. Первый заместитель председателя правительства, заместитель председателя правительства назначаются на должности и освобождаются губернатором с согласия АКЗС. Министры и иные члены правительства назначаются и освобождаются от должности губернатором. Также нами предлагается возможность установить вотум недоверия правительству.

О золотой середине

Александр Лазарев, «Единая Россия», председатель комитета по здравоохранению и науке:
— Комитет вчера рассмотрел проект закона. Нужно сказать, анализировали предварительно информацию. Закон подготовлен аналогично таковым, какие уже приняты в 60% регионов России. Мы здесь не являемся ни впереди, ни сзади. Мы — в соответствии с тем, что происходит в большинстве регионов. Мы выступили с предложением подготовки ко второму чтению существенной доработки статьи — мы считаем, нужно шире определить полномочий правительства по охране здоровья.

О конструктиве и взаимопонимании

Александр Молотов, «Справедливая Россия»:
— Хочется вспомнить слова «Сократ мне друг, но истина дороже». Мы полагаем, что закон о правительстве необходим, и странно мне кажется, когда некоторые наши коллеги критикуют ещё не созданное правительство, говоря о том, что смысла в этом нет, или наоборот — говорят, что нынешняя модель неэффективна. Но ведь под лежачий камень вода не течёт. Глупо отрицать, что администрация действительно пытается совершенствовать модель управления регионом, равно как и глупо отрицать, что необходимость совершенствования модели назрела, если сказать, не перезрела.

Рабочая группа, которая разрабатывали законопроект, показала, что мы можем эффективно сотрудничать, эффективно взаимодействовать. Во всяком случае, все те идеи, которые выдвинула «Справедливая Россия» касаемо деятельности правительства, взаимодействия его с АКЗС — вотум недоверия, вопрос о правительственном часе — все нашли отражение в законопроекте. Что касается совмещения должности председателя правительства и губернатора Алтайского края, то у СР изначально была позиция, что в настоящее время эти должности должны быть совмещены. Причины здесь и формальные юридические, и управленческие профессиональные, и даже экономические. В этом смысле упрекать нашу фракцию, что мы идём на поводу у кого-то, совершенно не правильно. Есть тому причины объективные, и в этой части мы солидаризировались относительно механизмов, которые будут существовать.

Мы принимаем закон в первом чтении, у нас есть все возможности для доработки законопроекта, и мы будем активно в этом участвовать. Мы рады, что есть конструктив, и надо, на самом деле, этому радоваться, а не заниматься неким деструктивным отношением к этому закону.

О гвоздях и самоконтроле

Виталий Сафронов, КПРФ:
— Все мы понимаем, что в той ситуации, в которой находится и страна, и в частности наш край, требует более чёткой системы управления всеми процессами в обществе. В том, что мы сегодня подошли к этому вопросу, я увидел положительную тенденцию — понимание того, что нужны новые подходы и подвижки. То, что у нас есть кризис не только в экономике и социальной сфере, но и в системе управления, это бесспорно.

Наша фракция исходила из следующих обстоятельств, внося поправки. Сегодня, по нашему глубокому убеждению, одним из важных требований стало усиление контроля в обществе, в стране за исполнением законов, указов президента и других нормативных актов, которые определяют тенденции нашего развития. Эта сторона вопроса очень здорово хромает. Мы можем убедиться в этом и на наших примерах краевых, и на примере исполнения майских указов президента. Они, к сожалению, тормозятся в исполнении.

Поэтому мы вносили предложение о разделении функций губернатора края и председателя правительства исходя из того, что губернатор как высшее должностное лицо должен сосредоточить своё внимание на выработке перспектив развития, а не тратить свои силы на ручное управление — вплоть до того, где какой гвоздь забить или мостик построить. Чем Александр Богданович, спасибо ему, сегодня занимается.

Но сегодня требуются другие подходы. С другой стороны, требуется усиление контроля за деятельностью исполнительной власти. И конструкция, когда губернатор становится председателем правительства — извините. Это звено, необходимое сегодня для общества и нашего развития, выпадает. Не может контролировать сам себя губернатор, давать оценки.

Об упущенной возможности

Андрей Осипов, зампред АКЗС:
— В нашей стране, базовом законе, высшее должностное лицо субъекта обозначено как руководитель органа исполнительной власти. То есть, в одном лице. И большинство субъектов используют именно эту схему. А количество субъектов, у которых есть разделение, уменьшается. Поэтому смысл нам принимать сразу решение, противоречащее федеральному законодательству и логике развития, которая есть? Что касается рабочей группы, все депутаты, все семь человек, работали. Как мы уже услышали, замечания и предложения были обсуждены и большинство из них учтены. К сожалению, фракция КПРФ не приняла участие в работе. Их концепция была бы заранее обсуждена и что-то было бы внесено. Но так получилось. Поэтому комитет вчера проголосовал против данной поправки и поддержал проект закона в первом чтении.

Лоор:
— Спасибо. Учитывая, что Виталий Александрович настаивает на голосовании по поправке, я всё-таки ставлю поправку фракции на голосование.

Поправка КПРФ была отклонена. Закон был принят в первом чтении — «за» проголосовало 56 человек. «Против» — 3. Двое — воздержались.

Фото — kapitalist22.ru