Сб. Апр 27th, 2024

«Предприниматели недооценивают последствия». «Мария-Ра» – не единственная алтайская компания, которую уличили в нелегальном использовании «Смешариков». Почему бизнес надеется на безнаказанность, «Капиталист» расспросил представителя известного детского бренда.

Евгения Авдеева, руководитель юридической службы группы компаний «Рики» (включает бренд «Смешарики»):

— В сети магазинов «Мария-Ра» продавали торты с изображением персонажей сериала «Смешарики». Продукция была контрафактная, поскольку лицензия на использование изображений Нюши и Кроша не выдавалась. Соответственно, наши сотрудники зафиксировали факт продажи, и на его основе провели досудебное урегулирование и дальнейшую работу, детали которой всем известны (“Мария-Ра” проиграла “Смешарикам” в суде 40 тыс. рублей – ).

[one_half last=”no”]
Сегодня пельмени алтайского производителя называются уже не «СМясШарики», а «МЯСшарики». Сама же упаковка практически не изменилась.[/one_half]В Алтайском крае ранее продавались пельмени с названием «СМясШарики». Производитель пытался урегулировать с нами вопрос, никаких разрешений мы ему, безусловно, не давали. На мой взгляд, определённая степень смешения с нашим брендом существует, но продукция, думаю, всё же со «Смешариками» не конкурирует. Поэтому с этим производителем сейчас у нас нет судебных процессов.

Работу по выявлению контрафакта мы ведём по всей территории России, и Сибирь не исключение, как и регионы Дальнего Востока. У нас достаточно широкая сеть партнёров, которые нам помогают, и то, что в Барнауле факт нарушения был выявлен, нас не удивляет. Для нас важно, чтобы контрафактной продукции не было, поскольку на бренд, и тем более – детский, это сильно негативно влияет. Нарушений достаточно много. Динамика, однако, такова, что нарушений с каждым годом становится всё меньше: сказывается работа с предпринимателями, освещение в СМИ борьбы с контрафактом. Но их всё равно немало, особенно в регионах.

По нашим исследованиям, самым популярным персонажем является Крош, потом Нюша, после неё – Бараш. У бренда «Смешарики» – стопроцентная узнаваемость, и он даёт некие преимущества в предпринимательской деятельности, скрывать не будем. Поэтому используют его достаточно часто. Устали мы бороться или нет? Не устали и не устанем, бренд нужно защищать. Ведь мы можем проконтролировать качество продукции, когда мы выдаём лицензии. Теми же тортами кто-нибудь может отравиться, и от этого пострадает наш бренд.

Были случаи, когда «Смешарики» наносились на совсем уж странную продукцию. Например, один раз мы заметили, что персонажи использовались на упаковке презервативов.

Это было давно, и случай не очень широко освещался. Но, как правило, «Смешарики» наносятся всё же на детскую продукцию.

[one_half last=”no”]
Летом 2011 года во дворе барнаульского лицея №112 установили 20 скульптур с изображениями известных персонажей мультфильмов.[/one_half]Наша работа включает, конечно, досудебное урегулирование. Основная задача – убрать из продажи контрафакт. Сначала мы пишем претензию с соответствующими требованиями. В случае если нарушитель отвечает на претензию, идёт на контакт, то проблема решается мирным путём. Так бывает чаще всего. А те дела, которые доходят до суда – это когда нарушитель или не идёт на контакт, или не признаёт нарушение.

Безусловно, все случаи охватить невозможно чисто физически, мы это прекрасно понимаем. Почему предприниматели продолжают нелегально заимствовать наших персонажей? Думаю, главная причина – это, конечно, стопроцентная узнаваемость. Не думаю, что кто-то думает, будто ответственности за контрафакт нет. Скорее всего, некоторые предприниматели просто недооценивают последствия.

В качестве заглавной иллюстрации использовано изображение не того торта, который стал причиной судебного разбирательства «Марии-Ра» со «Смешариками». Редакция «Капиталиста», однако, не гарантирует легальность использования персонажей мультфильма на торте с иллюстрации.