Пт. Апр 26th, 2024

Шапирограф, фисгармония и «Чёрная голова»

Шапирограф, фисгармония и «Чёрная голова»

«Капиталист» продолжает цикл исторических материалов о том, какой была сибирская реклама в дореволюционное время. Удивительно, но за сто лет мало что поменялось. Потребители по-прежнему благоговеют перед заграничными товарами, а рекламодатели этим открыто пользуются.

Листая очередную подборку старых газет, которые выписывались в Новониколаевске, Тобольске, Томске и Барнауле, можно увидеть как большие рекламные модули отданы под различные товары весьма сомнительного происхождения. Они лучше всего оформлены, сразу же бросаются в глаза, а сопроводительный текст написан так, что от него сложно оторваться. Чудо-препараты, настоящее французское качество, диковинные механизмы и невероятные скидки. В противоположность этому, местные рекламодатели не столь изысканы в средствах и часто слишком прямолинейны в своих рекламных сообщениях.

Вот, например, продаётся конь. Просто конь из Сибири.

А так, для сравнения, рекламируется голландская фирма. “Следовало бы всякому поставить себе за правило – вместо чая или кофе пить какао Ван Гутена”.
какао

Это не единственная иностранная компания, которая пыталась выйти со своими товарами на сибирский рынок. Известный многим бренд “Нестле” предлагал купить сгущённое молоко и детскую молочную муку (здесь надо понимать что-то вроде сухого детского питания).
нестле

“Чёрная голова” – это ни что иное, как “Schwarzkopf”. Компания рекламирует щёточку для выведения пятен “от пива, жира, красок и колёсной мази”.
голова

Среди этого потока известных и уважаемых компаний, попадаются и весьма странные объявления от фирм, скажем так, сомнительных. Коннотация такой рекламы читается между строк даже сейчас. Вот чудо-средство для роста волос и бороды. “Я, Анна Чиллаг, приобрела свои гигантские волосы как у Лорелей, длиной в 185 сантиметров, после употребления изобретённой лично мною помадой”.
волосы

“Медицинские супероксиды развивают в желудках и кишках активный кислород озон” – продолжают тему продавцы лекарственного препарата. Обратите внимание на название компании – “Германо-американский синдикат товарищества Супероксидов из Санкт-Петербурга”. Практически международная транснациональная корпорация.
озон

Из этого же – “Санталь миди”. “Эссенция парижского аптекаря, дозволенная в России”. Производитель говорит, что препарат лечит не только желудок, но и “спасает от секретных болезней”. Отдельно в рекламе говорится о необходимости требовать клеймо на капсулах “во избежание подражания”, то есть остерегаться подделок.
санталь

Впрочем, если сибиряков не пытались развести на чудодейственные лекарства, то хотя бы различную диковинную технику, аксессуары и гаджеты. Часы из “французского нового золота” – купить пять и получи ещё одни в подарок. А ведь “французское золото” – это сплав золотого цвета из 80% меди, 15% цинка и 5% олова. Дешёвая безделушка.
часы

Далее идёт более серьёзный товар. Практически аналог современным “Ксероксам” под названием “Шапирограф-Прогресс”. Как следует из описания, аппарат может производить до 150 копий. Отдельно отмечается, что техническая новинка используется канцеляриями всех войск мира.
шапирограф

На бытовом уровне иностранные товары тоже преобладали над отечественными. Фисгармонии и мандолины привозили из-за границы.
фисгармонии

Закончить подборку хотелось вот этим рекламным сообщением. “Открытые письма с видами в автотипии и фототипии”. Даже обычные банальные открытки можно продать, назвав такой вычурной и диковинной фразой. Главное понимать психологию российского покупателя, который во все времена ведётся на всё яркое и имеющее иностранный флёр.
открытки

По материалам газет “Томский листок”, “Сибирский вестник” и “Сибирская жизнь”.