Сб. Апр 27th, 2024

Барнаул, который мы теряем. Вспоминаем исторические здания, пострадавшие от пожаров

Если время щадит памятники архитектуры в Барнауле, то огонь – нет

В ночь на 17 июля в Барнауле серьезный пожар произошел на территории сереброплавильного завода, с которого почти 300 лет назад началась история города. За эти годы Барнаул не раз сталкивался с разрушающими пожарами. Самый страшный произошел в 1917 году, когда сгорели 40 кварталов города. И даже сегодня огонь продолжает разрушать то, что досталось нам в наследство от старого Барнаула, не щадя ни обычные строения, ни исторические памятники. Amic.ru вспомнил самые знаменитые и значимые памятники архитектуры, которые уничтожило пламя.

Универмаг “Сухов и сыновья”, ул. Мало-Тобольская, 36

Барнаул, который мы теряем. Вспоминаем исторические здания, пострадавшие от пожаров

Двухэтажное здание на пересечении улицы Мало-Тобольской и проспекта Социалистического построено в 1880 году. Оно принадлежало семье Суховых, которые были одной из богатейших предпринимательских династий в Барнауле. Самый известный ее представитель – купец первой гильдии Дмитрий Никифорович – торговал хлебом, держал свечной и кожевенный заводы, жертвовал большие суммы на благотворительность.

В конце XIX – начале XX века в здании располагался универмаг “Сухов и сыновья”. В послевоенные годы в бывшем купеческом доме находились разные организации: изостудия, гастроном, канцелярский и продуктовый магазины, а также городское БТИ. 

В новогоднюю ночь с 1997 на 1998 год универмаг загорелся. Пожарные тушили его 15 часов. Огонь полностью уничтожил кровлю, перекрытия, все помещения исторического здания, а вместе с ними и архив БТИ. После происшествия памятник архитектуры никто не восстанавливал.

Барнаул, который мы теряем. Вспоминаем исторические здания, пострадавшие от пожаров

В 2017 году Фонд имущества Алтайского края решил найти зданию “хозяина”. Объект выставили на аукцион за один рубль, а вот участок – за 20 млн рублей. Попытки продать памятник архитектуры были безуспешны до 2019 года. В мае, на очередном аукционе, здание за 6,8 млн рублей купил предприниматель Владимир Емелин. Он занимается производством сыров, молочной продукции и мороженого.

По условиям торгов бизнесмен должен починить крышу, восстановить водостоки, устроить отмостки, заняться внутренней отделкой и ремонтом. Однако пока работы так и не начались.

Торговый дом купца Морозова, ул. Ползунова, 31

Барнаул, который мы теряем. Вспоминаем исторические здания, пострадавшие от пожаров

Деревянный особняк на углу проспекта Социалистического и улицы Ползунова был частью усадебного комплекса купца Андрея Морозова. Во времена революции здесь размещался ресторан. В советский период – биржа труда, деловой клуб, швейная фабрика.

В постсоветское время особняк стал торговым домом. Помещения в нем арендовали магазины запчастей, сантехники, ритуальных принадлежностей, отдел для рыболовов и т.д. Здание попало в зону туркластера “Барнаул – горнозаводской город”. В 2017 году, к открытию соседней пешеходной улицы Мало-Тобольской, его фасад обновили – окрасили в насыщенный зеленый цвет. 

Барнаул, который мы теряем. Вспоминаем исторические здания, пострадавшие от пожаров

Однако пожар 22 января 2018 года полностью уничтожил деревянный памятник архитектуры, оставив лишь груды углей. Несколько месяцев руины простояли нетронутыми, а в мае собственник – бизнесмен Глеб Юрьев – вывез остатки здания.

В тот же год краевое управление госохраны объектов культурного наследия предписало владельцу восстановить объект в 2019 году. Однако предприниматель заявил, что денег на отстройку здания у него нет. До сих пор на месте исторического объекта находится пустырь, огороженный забором.

Дом купца Поскотинова, ул. Мало-Олонская, 21

Барнаул, который мы теряем. Вспоминаем исторические здания, пострадавшие от пожаров

В 1910 году барнаульский купец Василий Поскотинов построил на берегу реки Барнаулки трехэтажное кирпичное здание для ведения торговли. Уже в 1917 году огонь пытался уничтожить дом (к слову, в тот год сгорели 40 кварталов города). Однако объект не был полностью разрушен, и его удалось восстановить. 

В 1933 году в здании открылся Барнаульский учительский институт (БУИ), в 1941 году – педагогический институт, а чуть позднее оборудовали госпиталь. С 90-х годов в доме купца Поскотинова находилась налоговая инспекция Центрального района.

Второй серьезный пожар произошел в 2002 году. Огонь уничтожил кровлю и деревянные перекрытия. Остались только кирпичные стены. Они выстояли только потому, что внутри, прямо в кладке, проходит кованый металлический пояс. 

Разрушенный объект принадлежит Росимуществу, однако ведомство не спешит его реставрировать. В 2019 году Алтайохранкультура даже подала в суд на Росимущество, требуя начать работы по восстановлению. Но здание до сих пор заброшено и продолжает разрушаться.

По оценкам барнаульских экспертов, на реставрацию уйдет несколько сотен миллионов рублей: для этого практически все здание придется разобрать по кирпичикам, а потом складываться заново. Ни Росимущество, ни частные инвесторы пока не готовы отдавать такие средства.

“Дом афганцев”, пр. Комсомольский, 73б

Барнаул, который мы теряем. Вспоминаем исторические здания, пострадавшие от пожаров

  • Барнаул, который мы теряем. Вспоминаем исторические здания, пострадавшие от пожаров

История “дома афганцев” ведет к 1907 году. Двухэтажное кирпичное здание построили для городской больницы на пожертвования горожан и купцов. Именно с этого объекта начинается история краевой клинической больницы.

Еще в 1994 году здание отнесли в реестр памятников архитектуры регионального значения. С 2000-х годов на пр. Комсомольском, 73б, располагались военно-исторический отдел Алтайского государственного краеведческого музея, Алтайский краевой Союз общественных организаций ветеранов Чечни, клуб смешанных единоборств “Лидер”.

6 февраля 2018 года в здании случился пожар. В нем погиб председатель алтайского краевого Союза общественных организаций ветеранов Чечни Василий Алексенко. Огонь также уничтожил второй этаж здания и крышу. Сгорели около 100 экспонатов музея, в основном фотографии и архивные материалы. Представители краевых властей так и не смогли уточнить причину пожара в здании, однако выделили на реставрацию 1,2 млн рублей. Объект восстановили, и сейчас в нем по-прежнему находится музей военной истории.

Проблема не только Барнаула

От огня страдают памятники архитектуры не только в Барнауле, но и в Бийске. В городе также много необычных и интересных зданий, которые остались после купеческой эпохи конца XIX – начала XX века. Одно из самых красивых – пассаж купца Фирсова, расположенный на углу улиц Льва Толстого и Захара Двойных.

Барнаул, который мы теряем. Вспоминаем исторические здания, пострадавшие от пожаров

Пассаж в 1907 году построил купец Андрей Фирсов. До революции на первом и втором этажах находились торговые залы, а часть помещений второго этажа занимали жилые комнаты приказчиков и склады. В 1918-1919 годах в этом здании читали лекции ученые и исследователи Алтайского народного университета, в том числе и Виталий Бианки. С 1926 года часть западного крыла стал занимать Госбанк. А во время Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь. После перестройки место Госбанка занял банк “Региональный кредит”.

В 2007, в год своего столетия, пассаж едва полностью не сгорел. С тех пор финансирование из федерального и краевого бюджетов на реконструкцию не выделялось, а город начал поиск инвесторов.

В 2015 году здание было выставлено на аукцион, который выиграл бийский предприниматель Дмитрий Калинин. Он приобрел памятник архитектуры почти за 1,5 млн рублей и планирует восстановить здание, на что, согласно договору, у него есть 7 лет. Работы по реставрации начались в 2016 году, однако идут очень медленно.

Цифра

На территории Алтайского края 22 памятника архитектуры федерального значения и 612 памятников регионального значения.