Пт. Мар 29th, 2024

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле

Пристань в районе Ковша когда-то была одним из самых популярных мест Барнаула. В этом же месте располагался старый Речной вокзал, который потерял свою надобность после строительства нового здания «речного» в 1985 году. Спустя 37 лет сносят и это здание, а ковш собираются засыпать и застроить высотками, которые уже выросли на его берегах. Поэтому есть повод рассказать о предшественнике современного Речного вокзала, который доживает последние месяцы. Вспомнить знаменитый подвесной мост, старый причал и пляж 1950-х.

На старом фото — лето 1964 года. Вечер, судно (его мачта видна за пристанью) отправляется из Барнаула в Бийск. Лестница сохранилась до наших дней. Фото: leetphoto.ru

Дебаркадер и ресторан «Волна»

Реку Обь давно использовали в качестве транспортной артерии в Барнауле. Сначала по ней ходили мелкие лодки и небольшие суда, а с середины XIX века — первые пароходы. С 1860-х годов барнаульские судовладельцы установили навигацию с близлежащими городами, и началось усиление транспортно-речного значения города. До революции здесь было несколько крупных частных пароходных компаний и около 20 поменьше.

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле barnaul.org

В советское время старый Речной вокзал находился на пересечении улиц Пушкина и Промышленной (до революции — Набережная). Еще в начале ХХ века здесь вели работы по расчистке и углублению дна реки. А в 1930-х напротив вырос целый остров, известный как остров Отдыха. Под таким названием он существует и в наши дни. Остров появился благодаря меняющемуся руслу реки и жаркому лету. Сначала на месте водной глади появилась песчаная отмель, ее, естественно, никто не стал убирать, затем она начала прирастать мусором, прибиваемым рекой, новым песком и илом, а также приносимыми ветром семенами тополей. За какие-то 20 лет остров достиг достаточно крупных размеров, однако Ковш все еще оставался проточным, но заметно обмелел, так как большая часть воды шла в основное русло Оби.

До начала Великой Отечественной войны и вплоть до перестройки речной транспорт считался одним из самых дешевых в стране. Пристань на пересечении улиц Пушкина — Промышленной имела важное торговое, грузовое и пассажирское значение в жизни Барнаула. Для обустройства пристани 9 мая 1939 года здесь построили деревянный речной вокзал. Строили примерно год. Новые водные ворота Барнаула представляли собой крепко сбитый деревянный двухэтажный дебаркадер (пристань). На первом этаже Речного вокзала были кассы, буфет и зал ожидания на 150 мест, на втором — радиорубка и небольшая гостиница. Все это стояло на железобетонном основании, которое сохранилось до сих пор. К пристани спускалась широкая деревянная лестница, позже замененная на каменную с железными перилами. Наверху находилось Управление речного порта и ресторан «Волна» (не тот, что ныне возле «Паруса»). Рядом с рестораном был и памятник Ленину, от которого сейчас сохранился только постамент. Кстати, в 1960-х в Барнауле двумя самыми модными ресторанами были «Алтай» в одноименной гостинице и «Волна» на старом Речном.

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле Фото из книги В.Коржова “Городские окраины”

37 часов до Бийска

Но вернемся немного назад. В начале 1940-х на пристань приплывало и отплывало примерно 30 грузовых и пассажирских судов, барж, паромов, речных трамваев. В 1941 году остров Отдыха решили сделать полуостровом, насыпав дамбу, чтобы в Ковше образовалась стоячая вода. Но грянула война, и деятельность речного транспорта практически замерла. Многие речники ушли на фронт, и вся работа встала. В итоге дамбу доделали примерно к началу 1950-х годов. Тут вмешался и климатический фактор, протока в районе Ковша была слишком мелкой и осенью-зимой попросту пересыхала. Постоянно приходилось углублять дно, в итоге длина протоки растянулась на более чем четыре километра. Сейчас на этом месте дамбы проходит улица Дамба берега Оби, получившая свое название в 1960-х, находятся различные хозяйственные и административные здания, посреди острова — водно-моторный клуб «Нептун» (раньше был лодочный причал № 1). Дамбу возводили тяжелым физическим трудом. После войны техники практически не было. Работы вели по устаревшей технологии с использованием фашин — связки прутьев длиной несколько метров и диаметром примерно в один метр, наполненных крупной галькой, щебнем. Крупные гранитные булыжники и щебень подвозили на лошадях и сбрасывали в воду. Отчасти на этих камнях сейчас стоит жилой комплекс «Аквамарин» из трех 24-этажек.

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле

В 1950-е годы пристань начала интенсивно развиваться. На смену большей части ручного труда приходит техника. Например, погрузка-разгрузка теперь осуществляется не руками рабочих, а плавучими и береговыми кранами. По улице Промышленной от пристани проложили рельсы. По ним до ж/д станции тащились паровозы, груженные строительными материалами. В те времена существовала забава ходить по одной рельсе или вести по ней девушку за руку. Как уже говорилось, речной транспорт был дешевым, поэтому многие могли позволить себе уехать из Барнаула в Бийск или Камень-на-Оби по реке, и выходило это даже дешевле, чем на поезде, но значительно медленнее. Так, до Бийска судно шло 37 часов, до Камня-на-Оби — 36 часов. Но если из Камня поплыть в Барнаул, то против течения пароход шел почти 2,5 суток. В наше время осуществлять такие рейсы экономически невыгодно, поэтому пароходы уже плавают не дальше Бобровки и Рассказихи. Но тогда не было автомобилей и хороших асфальтированных дорог.

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле

Сегодня дальние рейсы на теплоходе не пользуются спросом, а вот билеты на прогулочные веранды продаются хорошо. Прогулочные рейсы существовали и в 1970-х. Так, в 1971 году по выходным от пристани ходил теплоход с названием «Вечерний Барнаул», плавал он четыре часа.

В воспоминаниях барнаульского писателя Владимира Коржова есть момент, посвященный старому Речному вокзалу и рейсу Барнаул — Бердск: «В семь лет мне выпало серьезное испытание — первое расставание с родителями и домом. Отцу с мамой дали на меня путевку в пионерский лагерь под Бердском в Новосибирской области. Я не хотел ехать. Ведь я был домашним ребенком, не посещал детский сад, да и в школу в первый класс мне предстояло пойти только в сентябре. Стою я с группой других ребятишек, все старше меня на год, а то и два, на верхней палубе огромного, возвышающегося над пристанью парохода «Новосибирск» венгерской постройки, одной рукой держусь за леер, другой — за руку воспитательницы. Теплый июльский ветерок шевелит мои волосы, предательские слезинки выступают на глазах, грустная мелодия «Уральской рябинушки» звучит из репродуктора и плывет над водой. Пароход, шлепая плицами, отходит от причала, набирает скорость. Отец с мамой почему-то стоят не на пристани, а на высоком берегу и, удаляясь, машут на прощание рукой…».

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле Зима, 1950-е годы. Фото: leetphoto.ru

Воришки на пляже

В 1950-х местные жители купались и загорали на песчаных кучах в районе Ковша. Еще в то время не знали, что такое плановое отключение горячей воды, ее попросту не было. Хозяйки часто приходили на Ковш с вещами и начинали стирать их прямо на берегу, а вода вокруг наполнялась мыльной грязной пеной. Отдыхающие часто переходили на противоположный берег острова Отдыха, в то время практически голого, не заросшего деревьями. Там разбили городской пляж, а добраться туда можно было либо в обход через дамбу по Промышленной (примерно 20–30 минут по жаре), либо, как чаще всего и бывало, на паромах и лодках. Но и на пляже отдыхающих могли поджидать подчас неприятные сюрпризы от ушлых горожан. Например, писатель Владимир Коржов так описывает мошенническую схему одного из своих знакомых:

«Валерка приносил с собой на пляж два комплекта одежды, старенькой, зачем нам, жившим по соседству, новая одежонка. Положив один комплект рядом с нашими шмотками, он прогуливался по пляжу и, присмотрев денежную парочку, раздевался рядом с ней. Нежился на солнце — прямо-таки херувимчик. Мог, разговорив соседей, завоевать их доверие. И они надолго уходили купаться, обронив: «Мальчик, пожалуйста, присмотри за одеждой». Возвращались. Все было чин-чинарем! Деньги лежали в кармане, и они вновь, взявшись за руки, спешили окунуться в прохладной воде… Но, увы, идиллия продолжалась недолго. Симпатичный мальчуган вскоре исчезал вместе с деньгами доверчивых купальщиков. Причем вначале подозрение на него не падало, ибо одежда его лежала на месте, могла пролежать и до вечера. Надо отдать должное, Валерка к своим жертвам относился с благородством, он никогда не изымал все деньги, а оставлял на дорогу энную сумму. Читатель, да не подумай, что Валерке на пляже перепадало много денег! Большие деньги на пляж тогда не брали, а если и брали, то стерегли как зеницу ока! Орудовал он и экспромтом. Валерка по-пластунски подползал к вещам, оставленным гражданами, изымал бумажную наличность. Они подходили к одежде, встряхивали брюки, убеждались, что в карманах звенит голосистая мелочь, и успокаивались. Валерка был очень щедр, он всем друзьям и знакомым давал деньги на вино, кино, лимонад и мороженое…».

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле Пляж на ковше. barnaul.org

Трагедия на Ковше

Естественно, большая часть отдыхающих предпочитала пересекать Ковш на пароме, который перевозили два катера-буксира. Так продолжалось до июля 1957 года, пока на Ковше не произошла страшная трагедия. В то лето стояла небывалая жара. Зной, духота и пыль гнали барнаульцев на городской пляж. В тот злосчастный день один из катеров сломался, и паром не следовало эксплуатировать. Но на причале находилась важная шишка, который под угрозой больших проблем заставил водителя-моториста единственного рабочего катера везти паром на одном буксире. Уж очень ему хотелось побыстрее попасть на пляж. Водитель проявил малодушие и, нарушая технику безопасности, повез паром, забитый людьми под завязку, через Ковш. Дальше показания свидетелей разнятся. Одни говорят, что подул очень сильный ветер, другие во всем винят перегрузку (большая часть людей скопилась в районе одного из бортов), но из-за крена паром перевернулся. Вместо того чтобы перебежать на другую сторону, люди еще больше налегли на накренившийся борт…

Кстати, водитель буксира успел вовремя отсоединить катер и быстро выплыть из-под переворачивающегося судна, предоставив возможность утопающим спасаться самостоятельно. Вроде и место в Ковше неглубокое, а ширина протоки всего метров 150, да и вода стоячая, но в панике люди начали топить друг друга. Стоит отметить, что на пароме были старики, женщины, дети и даже грудные младенцы. Многие, барахтаясь в куче из людских тел, так и не смогли спастись. К ним подплывали на лодках, но в панике утопающие, цепляясь за все что можно, переворачивали их. Дальнейшая судьба начальника, настоявшего на перевозке, неизвестна. Власти отчитались, что погибло всего 15 человек, хотя по неофициальной версии утонуло гораздо больше. По воспоминаниям местных жителей, водолазы еще несколько дней вылавливали трупы из протоки Ковша. Примечательно, что история не попала на страницы местных газет и не озвучивалась по радио, а сохранилась лишь в воспоминаниях очевидцев.

Мост и Барнеаполь

Вскоре по проекту ленинградских архитекторов над Ковшом начали строить подвесной мост на четырех опорах. Его сдали в эксплуатацию через год — летом 1958-го. По нему люди могли перейти на более чистый берег протоки, не боясь за свою жизнь. Многие сейчас знают забаву на Новом мосту, когда кто-то стучит камешком или ключом по железным перилам, а звук разносится на многие десятки метров. В то время забава была более экстремальной.

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле Мост просуществовал недолго. barnaul.org

Подростки часто раскачивали мост в разные стороны, что достаточно сильно ощущалось. За это таким деятелям часто попадало от взрослых. Еще одна параллель с Новым мостом: в теплую погоду по вечерам на нем часто стоят влюбленные пары и компании молодежи, любуясь Обью. В то время подвесной мост на Ковше тоже становился конечной точкой променада по Ленинскому проспекту. Речного вокзала не было, а на это место вел мостик через Барнаулку. Большой железобетонный мост с асфальтированной широкой дорогой соединит два берега, в районе Старого базара, только в середине 1980-х.

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле Подвесной мост и пассажирский вокзал. barnaul.org

Молодежь и парочки стояли на мосту, на левом и правом берегах протоки и также любовались водной гладью и звездами. А выпускники школ и прочих учебных заведений сделали традицией встречать рассвет на подвесном мосту. Еще, по утверждению писателя Владимира Коржова, с мостом связана местная шутка: «Паромную переправу закрыли и построили подвесной пешеходный мост через Ковш. И стали горожане в шутку говорить: «Барнаул не Сан-Франциско, не Неаполь, а уж точно Барнеаполь».

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле Современное состояние лестницы, когда-то ведущей к старом Речному вокзалу. Фото: Александр Захаров.

В 1970 году мост закрыли. Он устарел и вскоре разрушился. Еще одна причина закрытия всего пляжа на Ковше — ухудшение экологической ситуации. Вода в протоке стала грязной. Люди искренне возмущались решением властей лишить их моста и пляжа и, несмотря на запреты, продолжали ходить на тот берег в обход по улице Промышленной, купались на левой стороне или в Оби. Лишь в 1980 году в Барнауле появится новый оборудованный пляж «Лесной пруд», который закроют на рубеже веков. До наших дней от подвесного моста сохранились только опоры, которые «обнажаются» ближе к осени, когда вода спадает.

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле От подвесного моста остались только опоры. Фото: Александр Захаров

Сейчас справа от бывших пляжа и пристани на Ковше тянется заросший деревьями остров Отдыха с не очень хорошей экологической обстановкой. Слева крутой берег и малоэтажные дома со складами и возвышающимся элеватором. Стоячая вода играет негативную роль для экологии, протока достаточно грязновата, по берегам полно бытового мусора. Говорят, на дне много железа, мазута, проволоки, болтов и прочих запчастей от судоремонтников. Вероятно, в ближайшие годы это место изменится до неузнаваемости, а вместо водоема вырастут высотные дома…

Блеск и нищета Ковша: каким был старый Речной вокзал в Барнауле Разрушенное основание дебаркадера. Фото: Александр Захаров