Пт. Май 3rd, 2024
7 вопросов о газопроводе «Алтай»

Где пройдёт трасса газопровода «Алтай», когда его построят, что от этого проекта получат регионы и не повредит ли стройка экологии? «Капиталист» собрал самые популярные вопросы, связанные с «западным» маршрутом поставок газа в Китай, и попытался дать развёрнутые ответы.

1. Где будет проходить газопровод “Алтай”?

“Западный” маршрут поставок российского газа в Китай должен пройти через шесть регионов – Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа; Томскую и Новосибирскую области; Алтайский край и Республику Алтай. Общая длина газопровода на российской стороне – порядка 2666 км, из которых 422 км приходится на Алтайский край.

Начальной точкой газопровода принята Пурпейская компрессорная станция существующего магистрального газопровода Уренгой–Сургут–Челябинск, а конечной точкой газопровода на российской территории должен стать перевал Канас на западной границе России и Китая.

Предполагается, что на значительной части маршрута газопровод “Алтай” будет проходить в непосредственной близости от уже существующих магистральных газопроводов. Алтайская часть пойдёт на юг параллельно газопроводам Новосибирск–Барнаул и Барнаул–Бийск. Общее направление трассы – юго-восточное. В районе Бийска газопровод пересечёт Оби и выйдет в коридор газопроводов-отводов на Белокуриху и село Алтайское. От села Алтайское трасса выйдет в пределы Горного Алтая – по долине реки Песчаная к Чуйскому тракту в районе села Теньге. Далее газопровод пойдёт к Кош-Агачу, потом через плато Укок к границе с Китаем.


Схема прохождения газопровода через Алтайский край и Республику Алтай.

2. Какая инфраструктура будет построена?

“Газпром” обещает возведение нескольких компрессорных станций на всём протяжении “западного” маршрута. На территории Алтайского края заявлено появление станции “Заринская”, а в Республике Алтай соорудят “Песчаную” и “Чуйскую”. Кроме того, к газопроводу теоретически смогут подключиться те территории, куда природный газ ещё не пришёл.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин уже заявил, что регион хочет рассчитывать как минимум на участие в сооружении транспортной инфраструктуры – к местам строительства нужно будет провести дороги. Кроме того, он выразил заинтересованность в создании мощностей по переработке газа. Для этого губернатор даже собрался привлечь бийских учёных, которые должны помочь подготовить соответствующую документацию и обоснование проекта.

“Строительство крупного инфраструктурного объекта в регионе всегда влечёт за собой активизацию экономической жизни, потому что это большие объёмы строительных работ, вовлечение в них подрядных и субподрядных организаций, активизация промышленности стройматериалов. Мы пока не имеем проекта, но по всем признакам потребуется строительство технологической автодороги, которая будет обеспечивать вначале строительство, а затем эксплуатацию газопровода. Это очень серьёзная тема”, — отметил губернатор Карлин.

3. Что получат регионы?

Кроме престижа и повышенного внимания федеральных властей, российские регионы, через которые должна пройти трасса газопровода, могут рассчитывать на налоговые отчисления в местные бюджеты. “Газпром” обещает пополнить их “существенно”. Кроме того, корпорация говорит о повышении надёжности газоснабжения, создании новых рабочих мест, а также о возможном финансовом участии в ряде социальных проектов.

“Газпром” готов вложить деньги в реконструкцию взлётно-посадочных полос аэропортов, реконструкцию дорог и мостов, подготовку инженерных кадров в вузах для дальнейшей работы по обслуживанию газопровода.

Местный бизнес, прежде всего связанный с производством оборудования и комплектующих для газовой промышленности, сможет получить дополнительные заказы.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что «глобальных выгод и роскошных перспектив» ждать не стоит. Заместитель генерального директора московского «Производственного и научно-исследовательского института по инженерным изысканиям в строительстве» Ирина Ланцова говорит о том, что этому может помешать место прохождения трассы. Против размещения ветки на плато Укок возражали экологи и местные жители. Кроме того, Казахстан и Туркменистан также не заинтересованы в строительстве газопровода. Есть мнение, что именно вследствие их активности прокладка «Алтая» может не принести ожидаемых дивидендов России.

“Будем надеяться, что обещания «Газпрома» — не пустые слова, и эти инвестиции будут в действительности. В целом, с точки зрения социально-экономического развития Алтайского края строительство газопровода может стать серьёзным стимулом. Но очень многое будет зависеть от претворения намеченных планов в жизнь. Думаю, еще будут серьёзные выступления против планов прокладки газопровода”, — отмечает эксперт.

7 вопросов о газопроводе «Алтай»
При строительстве газопровода предполагается использовать трубу диаметром 1 420 мм. “Газпром” утверждает, что это самый оптимальный вариант с точки зрения эффективности.

4. Как будут решаться вопросы с экологией?

Экологический аспект в строительстве газопровода “Алтай” – самый сложный. Противники у газопровода появились ещё в начале 2000-х годов, проект ещё только находился на бумаге. Основные моменты, за которые критикуют газопровод:

* часть территории, по которой может пройти газопровод, расположена в зоне очень высокой сейсмичности, а стройка может дестабилизировать ситуацию;

* газопровод пройдёт через плато Укок, которое является сакральным местом для коренных алтайцев. Кроме того, плато входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а появление там газовой трубы может вызвать исключение этой территории из престижного списка;

* вдоль трассы во время строительства будут полностью уничтожены почва и все растения, биологический круговорот замедлится, а природа восстановится через довольно значительное время.

Проектировщики газопровода, в свою очередь, уверяют, что экологическим аспектам будет уделено особое внимание.

“Компания обладает многолетним уникальным опытом проектировки и сооружения газотранспортных систем в сложных природных условиях, применяя при этом самые передовые и надежные системы защиты, контроля и мониторинга окружающей среды”, – говорят в “Газпроме” и уточняют, что проект уже прошёл несколько экспертиз и общественных слушаний, а выбранная трасса является едва ли не единственным вариантом, который менее всего затронет природу.

800px-Ukok_Plateau_2
Основная критика проекта связана с маршрутом прохождения газопровода через плато Укок. Это место считается священным для монгольских и китайских буддистов, а также у коренных алтайцев, придерживающихся других религиозных взглядов, в том числе языческих.

5. Есть ли другие варианты прохождения газопровода “Алтай”?

Периодически высказываются мнения, что газопровод надо вести через территорию Казахстана или Монголии. В первом случае, президент соседней республики Нурсултан Назарбаев ещё этой осенью предлагал территорию своей страны в качестве площадки для реализации проекта.

По мнению Назарбаева, газопровод должен пойти через столицу Казахстана Астану и выйти в районе Хоргоса или Алашанькоу на китайскую границу.

Интерес казахстанцев здесь как экономический, так и политический. Они хотят не только получить дополнительные инвестиции, но установить контроль над частью газопровода, что можно будет выгодно использовать в дальнейшем.

“Монгольский” вариант серьёзно не прорабатывался и не рассматривался, во многом из-за сложности его реализации.

6. Сколько газа будет поставляться в Китай через газопровод “Алтай”?

Через газопровод «Алтай» предполагается на начальном этапе поставлять 30 млрд кубометров газа в год. В дальнейшем здесь могут быть построены как вторая, так и третья нитки газопровода, с выходом на потенциальную производительность до 100 млрд кубометров в год.

Для сравнения, “восточный” маршрут поставок газа в Китай через газопровод “Сила Сибири” предполагает поставку 38 миллиардов кубометров газа в год.

7. Когда начнут строить газопровод “Алтай”?

Реализация такого масштабного проекта – вопрос не скорый. Лишь только предварительные переговоры между сторонами идут вот уже полгода и кроме рамочного соглашения и меморандума о намерениях ни каких документов о стройке не подписано.

Существуют наработки и есть даже проект газопровода, созданный несколько лет назад, но, очевидно, что он будет взят лишь в качестве основы, а все инженерные изыскания газовики проведут заново, уже с учётом того, о чём и когда договорятся лидеры России и Китая.

По последней информации, переговоры о проекте газопровода “Алтай” продолжатся уже в 2015 году и если они пройдут удачно, то строительство войдёт в активную фазу ближе к концу этого десятилетия.