Сб. Май 18th, 2024

Об итогах последнего градостроительного совета, дублёре Павловского тракта, строительстве DIY-гипермаркета «Леруа Мерлен» и о причинах, по которым застройщики не хотят размещать торговые центры на сложных инженерных участках – в колонке архитектора Александра Деринга.

На прошлой неделе в Барнауле прошёл очередной градостроительный совет, на котором рассматривался лишь один вопрос – размещение нового торгового центра французской фирмы «Леруа Мерлен». Это достаточно большое здание, которое должно располагаться по Павловскому тракту рядом с ТРК “Арена”. В плане новый торговый центр имеет вид распластанного квадрата, впрочем, это стандартное решение для магазинов “Леруа” по всему миру. В качестве оформления выбран бело-зелёный стиль. Как мне объяснили, наличие зелёного цвета говорит о некой экологичной парадигме торговой сети. Они производят множество товаров под своей маркой и делают большой акцент на садово-парковый инвентарь. Проект здания представляет одна московская фирма, но доработка и рабочее проектирование поручено барнаульским специалистам.

[one_half last=”no”]
Леруа Мерлен Восток” — это российское подразделение Leroy Merlin, одной из ведущих европейских сетей магазинов формата DIY. В 17 городах России находится 26 гипермаркетов сети “Леруа”. Leroy Merlin входит в группу компаний Adeo, которая объединяет более 300 магазинов в 10 странах мира.[/one_half]Вместе с соседней “Ареной” и “METRO Cash&Carry”, “Леруа Мерлен” участвует в создании некоего самодостаточного узла, где есть – продовольственные, непродовольственные и хозяйственные товары.

Почему градсовет собирается по таким, казалось бы, незначительным вопросам? Существует некая формальная процедура, которая прописана в регламенте по градостроительному совету. На суд экспертов должны выноситься все здания, выходящие на основные улицы города. Павловский тракт является такой магистралью и всё, что там появляется, должно рассматриваться на градсовете. И надо сказать, что проект “Леруа” удалось немного поправить, в частности, застройщику был дан совет более точно расставить акценты в декоре.

В связи с недавней трагедией в Риге, где обрушился торговый центр и погибло несколько десятков человек, мы здесь ещё и изучали сам участок под зданием. Смотрели, куда всё это хозяйство будет сливаться, есть ли там поблизости крупные инженерные сети, к которым можно будет подключить здание. На том участке есть проблема сброса воды с полей по весне. И нужно такие проекты сопровождать целым комплексом инженерных мероприятий. На застройщика при этом накладываются дополнительные обременения, поскольку такое крупное сооружение создаёт вокруг себя своеобразную зону влияния на окружающее пространство. К тому же этот участок Павловского тракта в перспективе будет нагружен большим количеством торговых площадей в одной точке, а это может поспособствовать транспортным проблемам и пробкам. Поэтому было принято решение продлить дублёр Павловского тракта от парковки “Ленты” и до “Арены”.

Барнаул является очень своеобразным и нетипичным для Сибири городом с точки зрения архитектуры. Однако многие процессы после смерти плановой экономики стали хаотичными и это в первую очередь относится к застройке.

Наличие генплана – это уже прогресс для города, но ясной и понятной программы, связанной с логистикой размещения предприятий торговли у нас нет. Они как цунами накатились на Барнаул и расселились на свободных местах.

Конечно, это оправдано тем, что у нас есть аэропорт из которого идёт дорога в центр. Такую магистраль нужно как-то оформить. Я наблюдаю подобную ситуацию, когда бываю за границей. Недавно был в Милане, а там – стоит только выехать из аэропорта – начинается застройка, состоящая из промышленных, складских и прочих предприятий. Но для нас важен вопрос, что нет сценария – куда и как будет развиваться наш город. С другой стороны, у Барнаула кроме двух направлений – запада и северо-востока – нет резервов территории для роста. И мы ведь говорим не о жилой составляющей, а о зданиях общественного назначения.

Как застройщики выбирают себе территорию под торговые комплексы? Там, где меньше всего затрат на инфраструктуру и инженерную подготовку участка – туда они и идут. А там, где для горожан было бы более желательно – нет. Хотя, есть пример «Пионера», который строится на пересечении проспекта Ленина и улицы Пионеров. В этом торговом комплексе будет “О`кей” и ещё 2-3 крупных якорных арендаторов. Кстати, застройщики “Пионера” взяли не самую простую территорию в плане освоения. Значит существует бизнес, который готов идти на такие затраты и реструктуризировать старую застройку. Хотя это всегда тяжёлый и затратный процесс – договориться с людьми и всех расселить.

С приходом Сергея Боженко на пост главного архитектора, я надеюсь, что у нас будет более активно идти процесс регулирования (в хорошем смысле этого слова). На то он и главный архитектор, чтобы рекомендовать, подсказывать как правильно действовать в этом сложном организме города – что можно, а что нельзя, о чём нужно задуматься. И чем раньше предприниматели обратятся со своей проблемой, тем будет меньше затратных шагов.