Вс. Май 5th, 2024

«После макарон смотрим на печенье». Малое предприятие при АлтГТУ производит формы для изготовления макарон. Направление узкое, но предприниматели называют его антикризисным и хотят стать монополистами. «Капиталист» пообщался с бизнес-инноваторами.

Александр Кондров, директор ООО «Формат» – малого инновационного предприятия при АлтГТУ:

— Плодородная земля Алтайского края даёт хороший урожай сельхозпродукции. А вот машиностроение, и особенно пищевое машиностроение у нас пока ещё отстаёт и не позволяет обеспечивать наши нужды оборудованием для глубокой переработки сельхозпродукции. Мы хотим внести хотя бы малую толику в развитие этого сегмента.

[one_half last=”no”]
Александр Кондров работал на Барнаульском аппаратурно-механическом заводе, в Алтайском научно-исследовательском институте технологии машиностроения. С 1993 года — в АлтГТУ, заведующий лабораторией НИС НПЛ пищевого машиностроения. В настоящий момент — директор фирмы «Формат», которая является малым инновационным предприятием данного университета.[/one_half]Макаронная отрасль Алтайского края производит более 12% макаронных изделий России. Линии, установленные на фабриках, в основном, итальянские и швейцарские. Вот и пытаемся обеспечить наших производителей хотя бы расходными материалами. Мы производим фильеры – это детали, проходя через которые, тесто формируется в тот или иной вид макарон.

Фильера – это наукоёмкий продукт. При работе с ними надо знать и химию органических элементов, и химическое пассивирование, и реологию дисперсных сред. Производство обеспечивает точное машиностроение. Это интересно, поэтому мы с коллегами решили заняться именно этим.

В 2008 году мы организовали своё предприятие, выиграли первый конкурс по программе «Старт». Сейчас закончили третий этап по этой программе. Теперь делаем уже и оборудование для производства фильер. Думаем тиражировать его, а также закупить новое. А дальше хотим пытаться выйти в фонд для выигрыша программы «Экспорт». Рядом с нами находится Казахстан, где техническое обеспечение гораздо ниже, чем в России, а макаронных фабрик достаточно, и они тоже покупают фильеры за рубежом. Когда обеспечим потребности Алтайского края, мы попытаемся выйти на казахстанских производителей.

Производством фильер в России не занимается никто. По сути, это антикризисная программа. Ведь весь расходный материал закупается за рубежом, и некоторые фабрики могут ждать фильеры определённых форматов из Италии до года.

Мы находимся в непосредственной близости от нашего потребителя и можем на запросы реагировать довольно оперативно.

Есть и другие преимущества. Итальянцы выпускают фильеры одноразового применения. Есть определённые тонкости: в этих деталях сильно изнашивается тефлоновая составляющая. И если она износилась, то макароны на выходе не будут сохнуть – они будут лопаться. Когда фильеры вырабатывают свой ресурс, их выбрасывают. Мы же закладываем в свою продукцию максимальную ремонтопригодность, и их ресурс увеличивается в четыре-шесть раз. Понятно, это сказывается на себестоимости фильер.

[one_half last=”no”]
Фильеры — специальные, высокопрочные формы, через которые продавливают различные пластические вещества, например тесто для производства макарон. Основное требование к фильерам — низкая химическая активность и истираемость, в противном случае происходит быстрый износ, ведущий к изменению формы отверстий в фильере.[/one_half]И самое главное – во всём мире фильеры сконструированы для муки крупного помола. Это, чтобы понимать, например, манка. В магазине мы видим, что на такие макароны цена гораздо выше. У нас же макароны делают из хлебопекарной муки. А реология этих дисперсных сред – различна. То есть, конструкция итальянских фильер не может обеспечивать реологию хлебопекарной муки, и макароны получаются не совсем правильной формы.

Рынок сбыта нашего продукта мы просчитали. Только в Алтайском крае на фильеры ежегодно тратится около 15 миллионов рублей. По России – больше 150 миллионов рублей.

Мы уже давно сотрудничаем с такими фирмами, как «Мельник», «Алмак», «Алейскзернопродукт», работали с омской фабрикой «Добродеи», улан-удинским «Макбуром». Раньше занимались, в основном, восстановлением фильер, а сейчас, когда заработает оборудование, будем серийно выпускать фильеры тех ассортиментов, которые востребованы на этих предприятиях. Конечно, нам хотелось бы, чтобы российские, и не только российские фабрики работали исключительно на наших фильерах.

Наши фильеры защищены как интеллектуальная собственность, мы имеем патенты, на некоторые механизмы тоже подали заявку на регистрацию прав. Теперь ждём положительного результата на заявку по токарно-фрезерному центру по производству фильер. В перспективе, после того, как изготовим первый станок, хотим выпускать станки серийно. К тому же, начинаем смотреть уже на фильеры для печенья – а там есть целая гамма направлений, в которых можно работать.

Если говорить про финансовые показатели, то они у нас пока достаточно мелкие: в пределах полумиллиона рублей в квартал. Три этапа по программе «Старт» нам не позволяли полностью окунуться в производство. Отчётность, работа по НИОКР занимали много времени. Сейчас мы эти этапы закончили, и теперь все силы направим на получение прибыли. ?