Сб. Май 18th, 2024
Масличные культуры

Алтайский край будет снабжать Россию коноплёй, из которой можно производить масло, козинаки и даже делать начинку для пирожных. Только в отличие от известных аналогов – тут всё легально и без дурмана. Сам Госнаркоконтроль дал фермерам на это разрешение.

Небольшой, но чистый и светлый цех. В углу стоят столик с бутылками и станок, на котором из конопли выжимается масло. Ожидания почувствовать легко узнаваемый запах запрещённой травы не оправдываются, сколько ни принюхивайся.

“Конопля у нас ненаркотическая!” – улыбается хозяин этого небольшого производства Александр Капелькин. Несколько лет назад простой алтайский фермер увидел по телевидению сюжет, где глава Госнаркоконтроля призывал к развитию и возрождению коноплеводства в России. Мысль прочно засела в голове, Капелькин нашёл необходимые семена, изучил вопрос и засеял пробную партию.


Заниматься сельским хозяйством Капелькин начал вместе с отцом и братом в Михайловском районе. Несколько лет назад он купил находящееся в упадке ООО “Чумышское” в Кытманово и решил засевать поля новыми культурами, в том числе и коноплёй.

— В России остался только один институт, где делают семена конопли для производственных нужд. А в советское время их было много, – рассказывает Александр Капелькин. – Так, например, у нас в стране зарегистрировано 22 сорта ненаркотической конопли, а производится только 3 вида. Эти сорта мы и закупаем. В первый год мы только получили семена, но было много вопросов и неуверенность в технологиях. Начни производство в первый год и потом не вырастишь семена. У нас было много предложений. Люди хотели купить урожай семенами, но мы решили заняться системной работой – доводить до конечного продукта и продвигать бренд.

Брендом фермер из Кытмановского района называет алтайское конопляное масло, с помощью которого он собирается не только заработать, но и вообще что-то поменять в сознании потребителей.

Пытаясь сравнить вкус получившегося у него конопляного масла и аналогичного масла из Италии, Александр пришёл к выводу, что алтайский продукт лучше. Причём доля патриотизма тут играет не первую роль. Фермер посчитал, что итальянцы разбавляют своё масло китайским рапсовым.

— Конопляное масло является очень редким продуктом и его подделывают. Но у нас есть будущее, мы идём другим путём и сразу ценовую политику чуть повыше держим. – говорит Капелькин. – Объём у нас небольшой, но своего клиента мы найдем. Я больше настроен на качество, чтобы алтайское масло было на высоте. Есть идеи по дальнейшей переработке конопли. Например, волокна очень похожи на лён, а жмых – отличная подкормка для рыбы. Вообще у конопли потенциал масличности – на уровне 35%. То есть, из 100 кг сырья можно получить 35 кг масла. Но если выжимать всё, то обязательно будет высокое давление и высокая температура, а в этом деле нужен холодный отжим. При нём получается значительно меньше масла – около 20%, но это как эко-курица и бройлер. Вроде бы всё похоже, а вкус и польза другие.

5
Коноплю оказалось выгодно выращивать. Государство выделает субсидии на закупку семян и на производство волокон из этого растения.

Капелькин рассказывает о сложностях, с которыми он столкнулся, чтобы получить первую партию масла. Зерновые комбайны наматывали волокна на вращающиеся детали, специальное оборудование можно сделать только на заказ, а желающих проверить свойства травы, набрав её в поле – хоть отбавляй. Особый интерес, естественно, к плантациям проявили и специальные органы.

— Людям ведь не объяснишь: наркотическая это конопля или ненаркотическая. Все делают выводы в силу своей испорченности, – отвечает Александр Капелькин. – Госнаркоконтроль регулярно от посева до уборки отбирает образцы и делает анализы с периодичностью раз в две недели. Если бы они что-то нашли, то сразу были бы вопросы. Так что контроль есть и он постоянный.

Под посевы у алтайских коноплеводов в прошлом году ушло 400 га земли, а в 2014-м хозяйство Капелькина решило увеличить площадь посевов до 500 га. Фермеры собираются закончить переработку прошлого урожая и к осени наработать какую-то начальную клиентскую базу.

1
Конопляное масло разливается в бутылочки по 250 мл. Стоимость одной варьируется в пределах 600-700 рублей.

Мы сейчас произвели около 100-150 литров масла на пробу и больше работаем под заказ. Отправили образцы продукции в Москву, Читу, Иркутск. Сами пока не форсируем события и не хотим резкого роста продаж, потому что запасы быстро закончатся и мы не сможем удовлетворить рынок, – делится своей бизнес-стратегией Александр Капелькин. – Люди разные выходят на нас, звонят, просят продать им масло. Я даже разговаривал с человеком, который держит кондитерскую фирму и хочет добавлять конопляное масло в свою продукцию.

Капелькин повторяет, что он ничего нового не изобрёл, а пользуется наработками предыдущих поколений. По словам фермера, конопляное масло и тогда, и сейчас является универсальным продуктом, который можно использовать для лечебных и косметических целей, ну и, конечно, в пищу.

4
Александр Капелькин является программистом по образованию, поэтому на предприятии почти все автоматизировано, кроме работы самого пресса. Вся уборочная техника снабжена GPS-навигаторами и прочими датчиками. Фермер следит за ходом полевых работ в онлайн-режиме.

— Я каждое утро принимаю по две ложки конопляного масла, – признался Александр. — Можно и три ложки, но как мне когда-то посоветовали, так и делаю до сих пор. Хотя постоянно хочется больше.