Ср. Май 15th, 2024

МДМ Банк: «Корпоративным бизнесом нельзя управлять в режиме истребителя»

МДМ Банк: «Корпоративным бизнесом нельзя управлять в режиме истребителя»

МДМ Банк «поворачивается» в сторону корпоративного сегмента. О новой политике банка, продуктах для бизнеса и другом — «Капиталисту» рассказали зампред правления Наталья Блатова и управляющий директор по развитию МДМ Банка в Сибири Сергей Шапоренко.

— Совсем недавно ряд международных агентств – Moody’s, Standard & Poor’s — понизили рейтинг МДМ Банка. Сказывается ли это как-то на вашей работе, принятии решений?

Наталья Блатова: На операционной деятельности данное понижение никак не сказывается. Произведённые рейтинговые действия основаны на ретроспективном анализе показателей полугодовой давности и не отражают существенные улучшения деятельности банка в текущем году. Прибыль по итогам первого полугодия 2014 года составила 558 миллионов рублей, в отличие от убытка за аналогичный период прошлого года. Расторгать отношения с рейтинговыми агентствами мы, конечно же, не планируем – продолжим совместное сотрудничество.

— Поговорим о развитии в регионах. Среди некоторых банков, пусть и немногих, наметилась тенденция: развиваться не только в крупных городах, но и в малых, и даже райцентрах и сёлах. Как вы считаете, насколько эта тенденция ощутима и есть ли подобная политика у МДМ Банка?

Сергей Шапоренко: Это вопрос эффективности и возможности развития. Если говорить про МДМ Банк, то сёла – пока не совсем наш формат. В приоритете МДМ Банка — улучшение сервиса и развитие имеющихся офисов. Если мы поймем, что в том или ином районном центре действительно необходимо открывать офис – то проработаем этот вопрос.

Наталья Блатова: Если банк занимается POS-кредитованием и выдаёт небольшие кредиты на текущие потребности, то выходить в малые города и сёла такому банку имеет смысл. Но у нас в приоритете продажа кредитных карт, кредитов клиентам малого и среднего бизнеса. А в сельской местности эквайринг, к сожалению, не развит, и, как правило, люди кредитными картами пользуются значительно меньше, чем в городе.


Сергей Шапоренко работал в МДМ Банке с 2001 до 2010 года. Занимал позиции от управляющего филиалом в Новосибирске до директора департамента по работе с предпроблемными активами банка. До возвращения в МДМ Банк в 2014 году работал в Альфа-банке.

— МДМ Банк начинался как региональная компания, но потом, в процессе развития, а также слияния с другими банками, стал игроком федерального уровня. Как вы считаете, небольшие местные банки могут ли так же развиться? И за счёт чего?

Сергей Шапоренко: Маленьким банкам конкурировать с большими тяжело: у них не обслуживаются крупные корпорации, соответственно финансовые и другие ресурсы обходятся дороже. Но свою нишу на местном уровне они всегда имеют. Есть тенденция, когда в маленькие банки входят инвесторы, в том числе и крупные: в таких случаях у банка есть возможность нарастить капитал.

— Меняется ли работа банка в плане кредитов для бизнеса? Обычно кредитные организации стараются быть более осторожными в этом сегменте — особенно в последнее время, когда ЦБ РФ проводит соответствующую политику.

Наталья Блатова: У МДМ Банка широкая линейка кредитных продуктов для различных сегментов клиентов: от овердрафта до проектного финансирования. Мы исходим из потребностей клиента, банк активно кредитует как небольших корпоративных клиентов, так и крупный бизнес.

Сергей Шапоренко: Перед нами стоят достаточно серьёзные планы по развитию корпоративного бизнеса. Несмотря на нестабильную макроэкономическую ситуацию, негативные тенденции в ряде отраслей, мы наши планы не корректируем. Мы обслуживаем клиентов любых размеров, особенно если компания существует на рынке длительное время и демонстрирует высокие результаты бизнеса. Со стартапами, конечно, намного сложнее.

— Каковы финансовые показатели алтайского офиса МДМ Банка?

Сергей Шапоренко: Общий кредитный портфель алтайского офиса – 3,2 миллиарда рублей, из которых 2,5 — кредиты физическим лицам, а остальное — юридическим. Средства клиентов около 2,2 миллиарда рублей.

— Велика ли просроченная задолженность?

Сергей Шапоренко: Менее 2 процентов в розничном кредитовании, а в корпоративном – менее 3 процентов. Барнаульский и алтайский офисы в целом работают достаточно эффективно.

— Отрабатывают в плане разумного предоставления кредитов? Или платежеспособность у местных заёмщиков хорошая?

Сергей Шапоренко: В том числе и разумное предоставление кредитов. Мы стараемся смотреть на клиента перспективно: анализировать на предмет риска возникновения долгов или еще каких-либо проблем. Ведь всегда важнее работать с клиентом «в долгую», даже иногда поддержать, если у него есть какие-то сложности.

Наталья Блатова: Действительно, гораздо интереснее, когда клиент становится стратегическим партнёром банка. Когда он начинает развиваться как малый бизнес, потом его кредитуют, поддерживают, и бизнес растёт. Получается, что банк растёт вместе с клиентом.

DSC_0604
В июне 2014 года МДМ Банк открыл новое — шестое по счёту — отделение в Барнауле

— Насколько востребован в Алтайском крае Private Banking? Это больше «столичная» история, или в таких городах, как Барнаул, он тоже пользуется спросом?

Наталья Блатова: Private Banking — это очень актуальная услуга, и у нас достаточно большой портфель в Алтайском крае — порядка 300 миллионов рублей. Кстати, мы недавно запустили достаточно интересный продукт – карту WorldMasterCard Black Edition, которая позволяет накапливать мили и покупать билет в абсолютно любой авиакомпании мира. Причём, если авиакомпании стараются ограничивать количество билетов, продающиеся за мили, то по нашей карте таких ограничений нет. У нас большие планы по развитию Private Banking в Алтайском крае.

— Сейчас много говорится о создании Национальной платёжной системы, которая должна прийти на смену международным системам, как Visa и MasterCard. Какова позиция МДМ Банка на этот счёт?

Наталья Блатова: Я считаю, что создавать национальную платёжную систему нужно, это движение в правильном направлении. Что касается Visa и MasterCard, думаю, никаких запретов от них для банков не будет, потому что рынок России для этих систем очень интересный, количество клиентов большое и потенциал развития велик. Кроме того, они интересны российским банкам, и российские банки интересны им. Но национальную систему в любом случае развивать надо.

Сергей Шапоренко: Национальная платёжная система — это же возможность избежать рисков, например, затруднений в работе в случае возникновения каких-либо санкций. И для конкретных банков, и для экономики страны в целом.

— Есть ли практика у банков, когда они переманивают крупных клиентов к себе?

Наталья Блатова: Ну как можно переманить? Банк может предложить клиентам лучшие условия, и тем самым показать выгоду.

Сергей Шапоренко: Если мы говорим про условия не в части процентной ставки, то здесь банкам нет смысла тягаться, например, со Сбербанком или ВТБ. А вот с точки зрения обслуживания, продуктовой линейки – другое дело. Нужно выявить потребности, которые есть у клиента и, если он говорит, что ему нужны продукты, например, инвестиционного банка, то мы их предоставляем. Либо делаем специально для крупной компании определённый продукт — такое тоже возможно.

— Когда существовал «Сибакадембанк» — до входа в состав сначала «УРСА-Банка», а потом и МДМ Банка — он активно работал с вузами и образовательными организациями вообще. Насколько у банка это направление сохранилось сейчас?

Наталья Блатова: Сотрудничать с вузами банк не перестал. В Новосибирске, например, активно обслуживаем университеты, школы, да и по стране такая практика есть. Мы оплачиваем профессорские ставки в некоторых вузах. Что касается Алтайского края — пока у нас такого нет, вузы, насколько я знаю, уже работают с другими банками.

JNt_Lju4i-E
Наталья Блатова начала карьеру в 1995 году в Альфа-Банке. В 2001 году перешла в МДМ Банк и через несколько лет стала членом правления. В банке Блатова курировала малый и средний бизнес. С 2009 года работала в группе ВТБ. В МДМ Банк в 2014 году вернулась на пост заместителя председателя правления.

— Вы, Сергей, как и Наталья, в МДМ Банке работали раньше. После некоторого перерыва вернулись. Как изменился банк за время вашего в нём отсутствия?

Сергей Шапоренко: Разные задачи были и разные форматы. МДМ Банк того времени был более корпоративным, Private Banking был больше развит, а частных депозитов было поменьше. «УРСА Банк» до слияния был более розничным банком, и с точки зрения корпоративного кредитования позиции были похуже. Сейчас же, когда компания укрупнилась, МДМ Банк стал полноценным универсальным банком как в корпоративном сегменте, так и в розничном. Розничные позиции вообще весьма сильны: в Новосибирске, например, МДМ Банк по объёмам депозитов занимает 15% рынка. Это достаточно много.

Наталья Блатова: Есть города, в которых доля МДМ Банка доходит до 60%.

Сергей Шапоренко: Сейчас у нас задача — продолжать развивать розничный бизнес, а также укрепить позиции ещё и в корпоративном сегменте: раньше ему уделялось меньше внимания, сейчас акценты изменились. Соответственно, мы вводим новые продукты, развиваем инвестиционный банкинг, потому что многим клиентам интересны такие услуги, как хеджирование, бивалютные депозиты – то есть, более сложные продукты.

Наталья Блатова: Про корпоративный сегмент можно привести такое сравнение. Я считаю, что корпоративный бизнес — это как океанский лайнер: большая массивная железная конструкция, которую можно развернуть в любом направлении, но для этого нужно время. Управлять им в режиме истребителя нельзя. Поэтому мы медленно и плавно разворачиваемся и развиваем работу с корпоративными клиентами – как основу для развития розничного бизнеса.

Фото — kapitalist22.ru