Вт. Май 7th, 2024
Трудности перевода

«Техзадание на прибор переводил китайцам через google-переводчик». «Капиталист» пообщался с Евгением Тихоновым – предпринимателем из Белокурихи, который сумел заработать на бесплатном интернете и стать из рядового SMM-щика бизнесменом-инноватором.

— О себе могу сказать следующее: 27 лет, высшее юридическое образование, женат, есть сын. Ещё будучи студентом, начал подрабатывать менеджером по рекламе, и так получилось, что вся моя трудовая деятельность так или иначе была связана с рекламой. Потом занялся продвижением в социальных сетях, — говорит Евгений Тихонов. Он живёт в Белокурихе – городе-курорте, где 99% населения заняты в торговле или туризме. Стало быть, и местные предприниматели смотрят только в этих двух направлениях. Тихонов же пошёл свои путём.

В уникальности своей бизнес-идеи Евгений был убеждён. Он решил зарабатывать на бесплатном wi-fi – разве кому-то ещё в России могло такое прийти в голову? Технология проста: клиент подключается к бесплатному интернету в кафе, гостинице, торговом центре. Во время подключения и затем ещё несколько раз во время пользования клиенту показывается рекламный баннер. Владелец заведения получает дополнительную услугу, без которой сегодня никак, а установщик wi-fi-точки – в нашем случае Евгений Тихонов – деньги с рекламодателя. Турист, обедая в ресторане Белокурихи, получает информацию о других развлечениях в городе.

Гораздо позже Евгений узнал, что конкуренты у него пусть и далеко, но всё же есть. А до того набивал бизнес-шишки самостоятельно. Их – бизнес-шишек – на голову начинающего предпринимателя прилетело немало.

— Необходимое оборудование я сначала начал искать в России. Нашёл через специальные форумы один вариант в Тюмени, но там работу вызвались сделать люди, похожие на мошенников, — предполагает Тихонов. — Тогда я полез на иностранные сайты, в итоге через месяц нашел один радиозавод в китайском городе Гуанчжоу который согласился попробовать разработать то, что мне нужно. При общении я пользовался Google-переводчиком.

Сотрудничество с китайцами получилось на грани фантастики и здравого смысла. Евгений перечислял деньги за приборы на электронный кошелёк, не имея никаких гарантий и договоров. Китайские инженеры разрабатывали оборудование, которое у них заказывал человек без технического образования и с помощью электронного переводчика. Пожалуй, высока была вероятность того, что они разработают не особую wi-fi-точку, а какой-нибудь фонарик. Некоторые вещи Тихонов объяснял китайцам не словами, а с помощью рисунков.

— Спустя три с половиной месяца пробный комплект оборудования был готов, — так SMM-щик из Белокурихи Евгений Тихонов стал и бизнесменом, и инноватором.

Стоимость размещения рекламного баннера в сети Тихонова – от 5 тысяч рублей в месяц. Недавно Евгений узнал: подобные установки поставили в Москве в зонах отдыха Крокус Сити Холла и ещё нескольких молах. К тому же, аналогичную идею в России продвигает английский телеком-холдинг M1 Free Wi-Fi. Но они далеко, а потому – пока не конкуренты.

— Стартовый капитал был около 70 тысяч рублей, — вспоминает Евгений. — Этого хватило, чтобы заинтересовать китайских партнеров и сделать им предоплату. Надеялся на различные государственные гранты. На краевом уровне мою идею посчитали несостоятельной и не готовой к выходу на рынок. На городском мне сказали, что проект не будет востребован.

В общем, с господдержкой у Тихонова не задалось. Тем временем, незаметно подкрался конец третьего квартала года, а значит, пришли счета на оплату отчислений в пенсионный фонд и другие страховые платежи. Сумма долга получилась круглая. Необходимость рассчитываться с китайскими поставщиками оборудования тоже никто не отменял.

— Собственно на оборудование и уходили все мои деньги, — рассказывает Тихонов. — Пришлось пересесть с автомобиля представительского класса на тот, что попроще. Продал машину на рынке по цене ниже рыночной, но сумма меня устроила. Всего за время реализации проекта продавать машину приходилось три раза.

Тих22

Но выстраданные wi-fi-точки ещё надо куда-то поставить. Иногда убеждать какого-нибудь матёрого владельца кафе, и тем более гостиницы или санатория, что ему нужен малопонятный wi-fi, и что на этом можно заработать – это как объяснять Юрию Антонову, что можно записывать ещё и новые песни.

— Я сразу занялся поиском клиентов, и первым делом отправился на самое крупное курортное предприятие Белокурихи, — говорит Тихонов. — Но встреча с начальником отдела рекламы результатов не принесла, он сказал, что наша реклама никому не нужна. Мол, в ресторан приходят только покушать и там в wi-fi нет необходимости. Хотя я-то видел: 80-90% посетителей выходят в интернет. С некоторыми возможными клиентами приходилось ездить на места, где установлены точки и показывать работу наглядно. Это был самый эффективный способ. На первом этапе я всё-таки нашёл несколько клиентов: самые популярные кафе и рестораны Белокурихи.

Общий объём вложенных в дело средств Евгений назвать затруднился. Говорит, примерно 4 тысячи долларов. И сумма постоянно растёт, потому что следующую партию оборудования он хочет существенно доработать. Текущие расходы вроде абонентской платы за интернет Тихонов уже покрывает. Теперь думает и о развитии компании.

— Закрывать издержки получалось уже с первого месяца после запуска, — гордится техно-предприниматель. — И это притом, что этой зимой многие предприятия курорта несут убытки и отказываются от рекламы. Я считаю, что в дальнейшем прибыль будет хорошая.

Сегодня Евгений Тихонов, охватив бесплатным wi-fi ещё не всю Белокуриху, уже думает о выходе в Барнаул, Бийск, а через год – и в другие города Сибири. Говорит, один из крупных строящихся торговых центров в Барнауле заинтересовался услугой. А сами китайские приборы Евгению предлагали просто продавать. Знали бы они, как эти устройства создавались.