Ср. Май 15th, 2024
Экономика: время прогнозов

Первое, чем занялись все после выборов – стали делать прогнозы развития. Уточним: не развития экономики, а развития ситуации в экономике. «Капиталист» подготовил обзор основных сценариев. Считается, что даже у самого плохого учителя можно чему-то научиться. Так и здесь: даже из самого оторванного от жизни прогноза можно понять что-то о нашем общем будущем.

Официальные прогнозы

«Ведомости» 19 сентября опубликовали статью «Россия застряла надолго», подготовленную на основе аналитики Центробанка.

Отдельным ценителям наверняка доставило удовольствие время публикации на сайте – 00.06, шесть минут первого. Понятно, что статья по материалам Центробанка не за шесть минут готовится – в «Ведомостях» сделали ее загодя, и ждали, когда же кончится день голосования 18 сентября, чтобы начать резать правду-матку.

Центробанк прогнозирует на 2016 год спад ВВП в пределах 0,3-0,7 процента. Цена на нефть хотя и подросла, но вклад чистого экспорта в ВВП по прогнозу ЦБ снизится в полтора раза. Из-за снижения спроса уменьшится и импорт. Инвестиции будут падать сильнее, чем сам же Центробанк предполагал еще в июле (на 6-6,5 процента вместо 1,5-1,8 процента). При этом, «Ведомости» напомнили, что инвестиции почти непрерывно снижаются с начала 2014 года.

В 2017 году «рост» ВВП составит, по мнению Центробанка, 0,5-1 процент. (Кажется, это называются статистической погрешностью?) Но в 2018-2019 годах ВВП «выйдет на темп 1,5-2 процента». Однако у этого роста есть условие – «восстановление роста потребления и инвестиций», но почему потребление и инвестиции восстановятся в 2018-2019 году, Центробанк не говорит. Зато тут же добавляет, что в 2019 году рост ВВП замедлится (до 1-1,5 процента) из-за демографических, инфраструктурных, институциональных ограничений, а также по причине сохраняющейся нефтезависимости и недостаточной диверсификации нашей экономики.

«К 2020 году ВВП на душу населения будет чуть ниже уровня 2010 года, то есть 10 лет окажутся потерянными» – пишут «Ведомости».

Минэкономразвития (МЭР) опубликовало свой прогноз на 2017-2019 годы 21 сентября.
minekonom-830x500
Прогноз разработан в трех вариантах (у Центробанка тоже три варианта, мы описали средний). Самый бодрый сценарий назван «целевой» – то есть, это не то, что будет, а то, к чему надо стремиться. Таким образом, более реалистичными надо считать сценарии «базовый» и «базовый+».

По ним рост ВВП в этом году составит 0,6 процент, но в 2019 году 0,6-2,4 процента (в «целевом» прогнозе – 4,5 процента).

«Базовый» вариант прогноза посчитан при цене нефти Urals в 40 долларов за баррель в течение трех лет и среднегодового курса доллара 64,4–65,5 руб. С учетом этого, рост промышленности, розничной торговли, зарплат и доходов населения, инвестиций в основной капитал будут минимальными – не более 3 процентов к 2019 году, а ВВП вырастет на 0,6 процента в 2017 году и на 1,7–2,1 процентов в 2018–2019 годах.

Вариант «базовый+» отличается от «базового» тем, что предполагает более высокую цену нефти ($50 в 2017 году и $55 в 2018–2019 годах) и более низкий курс доллара (58,7–61,7 руб.)

Аналитики Минэкономразвития полагают, что это оживит ситуацию и инвестиции в основной капитал в 2018–2019 годах составят 3,8 и 4,5 процента, а оборот розничной торговли в 2019 году увеличится на 3,9 процента.

Минэкономразвития уделил некоторое внимание зарплатам россиян, предположив, что обвала не будет, но и бурного роста не ожидается: в 2017 году рост зарплат составит 0,6 процента, а к 2019 – 1,6 процента.

Отметим, Минэкономразвития планирует инфляцию в размере 4,9 процента в 2017 году, 4,4 процента в 2018 году, и 4,1 процента в 2019 году (на конец этого года она составит по прогнозу МЭР 5,8 процента). Это цифры «базового» варианта, другие еще чудеснее.

На чем основан этот инфляционный оптимизм – не очень понятно. Надо помнить, что 21 сентября были обнародованы намерения правительства повысить цены на услуги ЖКХ в 2017 году на 4,9 процента, которые сами по себе составляют весь инфляционный прогноз МЭР. Можно предположить, что в правительстве не понимают, что повышение тарифов ЖКХ запустит цепную реакцию. Можно предположить, что в МЭР не знали о намерениях правительства (ну, может, министр экономического развития Улюкаев не ходит на заседания Совета министров?). Хотя вернее всего, прогнозные цифры условные, все это знают, и всем это всё равно.

Газета.ру о прогнозе МЭР написала: «Речь идет о стагнации экономики на всю трехлетку по всем трем вариантам. Вместе с 2013–2014 годами, когда ВВП вырос всего на 1,3 и 0,7 процента соответственно, получится, что российская экономика будет находиться в состоянии рецессии или слабого роста семь лет. А до этого был еще кризис 2009 года, когда экономика рухнула на 7,8 процента. Очевидно, что это не тот темп развития, который нужен стране…». То же самое можно написать и о прогнозе Центробанка.

Добыча денег из бизнеса и населения

Государству не хватает денег на выполнение своих обязательств даже после сильного их секвестирования.

Во-первых, слишком многих надо кормить. За последние десять лет как минимум 80 процентов россиян оказались в той или иной зависимости от бюджета. Это результат целенаправленной государственной политики, исходившей из тезиса «кто платит, тот и заказывает музыку». И вот надо снова заказывать музыку, а денег на это нет.

Во-вторых, тотальное воровство становится неподъемным для экономики. В 2012 году объем нарушений в бюджетно-финансовой сфере составил 718,5 млрд рублей. По итогам 2015 года выявлено нарушений на 544,2 млрд рублей. Это сумма расходов федерального бюджета на месяц. Или – доходы нашего края за восемь лет. Причем, мы все понимаем, что Счетная палата посчитала не всё и не всех.

Если в бассейн вода поступает из одного крана, а утекает через сто дырок, то наполнить его нелегко. Правительство страны, однако, не теряет надежды. Как сообщил ТАСС, в 2017 году будет увеличена налоговая нагрузка на «Газпром» – с нынешних 100 млрд рублей до 170 млрд рублей. В целом за счет изменения в подсчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с нефтегазовой отрасли предполагается собрать 320 млрд рублей.

Антимонопольная служба предлагает ввести «гибкий акциз» на топливо. Сейчас акциз составляет 10,13 тысячи рублей за тонну бензина и 5,29 тысяч рублей за тонну солярки. Сколько предполагается получить за счет акциза, неизвестно.

И повышение налогов для «Газпрома» и других нефтегазовых компаний, и «гибкий акциз» несомненно скажутся на инфляции. Компании будут стараться возместить потери. Отчасти – за счет повышения цен, отчасти – за счет “оптимизации” штатов. В первом случае это приведет к снижению спроса, во втором – к появлению новых претендентов на пособие по безработице. То есть, повышение налогового бремени в данном случае – то решение, которое решает одну проблему сегодня, но создает две проблемы на завтра.

Еще одним «инструментом» для добычи денег в бюджет станут заимствования. Россия выпустила и продала евробонды на 3 миллиарда рублей, в 2017 году предполагается продать евробонды еще на 7 млрд рублей. Кроме того, Минфин намерен одалживать у россиян посредством гособлигаций с доходностью выше, чем по депозитам. Облигации на 30 млрд рублей предполагается выпустить уже до конца этого года.
plakat-com
Нынешние россияне скорее всего не знают, что в СССР на облигации подписывали принудительно – вместо зарплаты. Эти “ценные” бумаги потом долго хранились у наших дедушек и бабушек, которые надеялись, что великая держава что-нибудь по ним все-таки заплатит. Дойдет ли до принудительной подписки на облигации нынче, мы узнаем уже скоро…

Деньги у россиян есть – в июне этого года сообщалось, что россияне хранят на счетах в банках 34 триллиона рублей (для сравнения – все расходы бюджета России на этот год равны 7 триллионам рублей), и еще около 90 млрд долларов россияне хранят «под матрацами». Нет сомнения, что какая-то часть этих денег будет вложена в облигации. Но даже если выпустить облигаций на все 34 триллиона, это не решит никаких проблем, а только создаст новые. По облигациям ведь надо платить, причем, отдавать больше, чем взял. Платить можно лишь с собираемых налогов. Налоги собираются с зарплат. Если экономика не растет, то рост зарплат и налогов – фикция, самообман, пузырь, который невозможно раздувать до бесконечности – он лопнет. Если экономика не растет или в ней что-то не так, то и облигации – фикция, пузырь, который лопнет. Государство уже пыталось подобным образом занять денег – это была история ГКО, которая кончилась дефолтом 1998 года, очень сильно дискредитировавшим реформы и крайне негативно отразившемся на стране в целом.

Про наши кубышки

Внимательный читатель напомнит, что у нас же еще есть Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, создававшиеся как раз «на черный день».
754598880720552
Да, они еще есть, хотя и основательно «исхудавшие». В августе из Резервного фонда был потрачено 470,18 млрд рублей, а из ФНБ 122,83 млрд рублей.

На 1 сентября в Резервном фонде имелось 2 трлн 90 млрд рублей. По прогнозам, к концу года в Резервном фонде останется 900 млрд рублей. Аналитики говорят, что если не приступить к приватизации долей государства в компаниях «Роснефть», «Башнефть» и других, то Резервный фонд кончится уже в этом году, в лучшем случае – в 2017-м.

В Фонде национального благосостояния на начало сентября было 4 трлн 700 млрд рублей. Деньги невообразимые для обывателя, однако, помним, что это – чуть больше половины расходов российского бюджета. То есть, эти деньги не решают всех проблем – а только часть и на короткое время.

Эксперты говорят, что именно деньги из этих фондов позволяли удерживать рубль при падении цены на нефть. Если это так, то довольно скоро правительство окажется между двух огней – или латать деньгами из фондов бюджетные дыры, или поддерживать рубль. Причем, если отпустить рубль, то дыры тут же начнут расти как от урагана. Но и не латать бюджетные дыры невозможно – мы же помним про 80 процентов россиян, зависимых от бюджета. Именно про эту ситуацию мудрый русский народ говорил: «Куда ни кинь – всюду клин».

Резюме «Капиталиста»

Очевидно, что стране как в политике, так и в экономике, необходимы реформы, суть которых можно изложить в одном тезисе – возвращение к здравому смыслу. Равенство всех перед законом, конкурентная политика, конкурентная экономика, подотчетность власти обществу – вот что необходимо России для того, чтобы развиваться, а не бороться за десятые доли процента роста ВВП.

Однако недавно прошедшие выборы показали, что «верхи» или не понимают, или не хотят понимать всю глубину проблем. Вполне вероятно, есть надежда, что санкции в конце концов отменят, и тогда все как-то наладится само собой. Поэтому российское руководство крайне активно на внешнеполитическом фронте, и довольно пассивно на внутриэкономическом.

Министр экономического развития Улюкаев строит график экономики около нуля
Министр экономического развития Улюкаев строит график экономики около нуля

По большому счету, ситуация в экономике пущена на самотек. С ней поступают как с лошадью, которую решено не кормить, а ехать на ней, пока не упадет. Принимаемые программы развития моногородов, развития Дальнего Востока и тому подобные не решают проблему в целом, а по отдельности проблемы решить невозможно. Спасти ситуацию можно только снова разрешив россиянам зарабатывать всеми не запрещенными законом способами, как в 1992 году. То есть, разговор опять-таки про реформы, на которые нет политической воли.Экономика: время прогнозов