Пт. Апр 26th, 2024

Что изменит в Алтайском крае федеральный закон о публичной власти

Что изменит в Алтайском крае федеральный закон о публичной власти

Виктор ТоменкоФото: Антон Червяков

Государственная Дума 10 ноября в первом чтении (то есть не окончательно) приняла закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Новая норма потенциально может очень серьезным образом поменять то, как будет функционировать власть в российских регионах. Переформатируются условия работы губернаторов (более того, губернаторами они больше не будут), сокращается срок отзывов региональных парламентов на федеральные законы, а также появятся единые сроки полномочий для депутатов краевого и областного уровней.

Разумеется, новый закон вызвал немало споров. Ведь он не просто дополняет действующие правила организации власти, а заменяет имеющийся закон о системе органов региональной власти. Пока документ, который коммунисты назвали «гвоздем в крышку гроба федерализма», не принят полноценно и еще может измениться, но все же корреспондент «Политсибру».посмотрел, что он меняет в Алтайском крае.

Губернатор (или все-таки глава региона)

Пожалуй, самое интересное тут то, что губернаторов в РФ больше не будет: теперь все они официально называются главами регионов. Вроде бы.

«Конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта может быть предусмотрено дополнительное наименование должности высшего должностного лица субъекта, которое может указываться в нормативных правовых актах после закрепленного настоящим Федеральным законом наименования», – сказано в тексте законопроекта.

То есть фактически субъект может установить для главы дополнительное звание. Но оно не должно пересекаться с наименованием должности главы государства, то есть никаких больше президентов республик. Так что губернатор в Алтайском крае сможет сохранить прежнее наименование должности. Но при этом все равно основное название будет – глава субъекта.

В Сибирском Федеральном округе сейчас главами называются высшие должностные лица только трех республик: Тувы, Хакасии и Алтая. Что, возможно, связано с тем, что слово «губернатор» вызывает негативные «колониальные» ассоциации. Им ничего менять не придется. Если, конечно, они захотят отстоять привычные формулировки.

Срок работы и утрата доверия

Законопроект закрепляет и то, что главы всех регионов избираются строго на пятилетний срок (сейчас установлена лишь верхняя граница срока: не более пяти лет). Однако ограничения на количество сроков подряд для них больше не будет (сейчас возглавлять субъект более двух раз без перерыва нельзя).

Кроме того, лишиться поста главы будет заметно проще. Президент сможет отстранять провинившихся не только в случае «утраты доверия». Но также выносить им предупреждения. Если причины, которые привели к получению «черной метки», не устранены за месяц, то устраняют, вернее, отстраняют уже главу региона.

Губернатор Алтайского края и так избирается на пять лет. А вот количество сроков еще предстоит «распробовать». До следующих выборов главы региона еще два года. И этот срок для Виктора Томенко будет лишь вторым (если, конечно, на выборы он пойдет). Предыдущий губернатор Александр Карлин правил регионом три срока: с 2004 по 2018 годы. Первые два (2004-2009, 2009-2014) по назначению президента, к третьему в стране вернули выборы главы регионов.

В Госдуме пока спорят: одни говорят, что губернаторство должно ограничиваться лишь одним разом для одного человека, другие – решение по срокам региональные власти (а именно депутаты) должны принимать самостоятельно. Вопрос пока открыт.

Законодательные собрания госслужащих

Все депутаты региональных парламентов, независимо от того, имеют ли они оплачиваемую ставку, будут считаться замещающими госдолжности субъекта РФ, со всеми вытекающими правами и ограничениями. Сейчас этот статус имеют лишь те народные избранники, кто за парламентскую работу получает зарплату. Во всяком случае, именно так в Заксобрании Алтайского края: там из 68 депутатов на окладе только 18 человек. И именно они замещают госдолжности. Остальные же не находятся на государственной службе.

Название местных парламентов останутся без изменений. То есть и Думы, и Законодательные собрания, и даже Эл-Курултай продолжат работать под привычным «соусом».

Серьезно усложнить работу депутатов может сокращение времени отзывов на федеральные законопроекты. Сейчас это 30 дней. Если закон примут – уже 15. Впрочем, плюсом может стать то, что региональные парламенты смогут работать дистанционно.

Кроме того, теперь прокуроры регионов смогут самостоятельно вносить законопроекты на рассмотрение законодательной власти.

А еще глава региона будет вправе распустить краевой/областной/республиканский парламент. Но только если тот три месяца не проводит заседаний или принимает противоречащие Конституции законы. Распустить парламенты может и президент. А сами депутаты будут получать предупреждения за несовместимую со своим статусом деятельность (правда, как именно этот механизм будет работать, пока не ясно) и даже лишаться из-за них мандатов.

Не администрации, а правительства

А вот все администрации субъектов ждет переименование: они будут строго называться правительствами. В Сибири только в Томской области исполнительной властью заведует администрация. Кстати, правительство Алтайского края стало таковым лишь с 2017 года.

Также обязательным будет наличие в правительствах финансового органа.

Еще одно новшество – федеральное правительство сможет брать на себя полномочия региональной власти. Но только в случае стихийного бедствия или иной катастрофы, задолженности более 30% от доходов субъекта, возникшей из-за деятельности региональной власти.

Закон, скорее всего, будет принят: в первом чтении за него проголосовало большинство депутатов (317 человек: ЕР, ЛДПР и пять «Новых людей»). Против выступили 66 депутатов: КПРФ, снова пятеро «Новых людей», шестеро единороссов от Татарстана и один беспартийный депутат. Эсеры либо не голосовали, либо воздерживались.

Но не ясно, какие элементы закона могут претерпеть изменения ко второму чтению: далеко не факт, что в новую редакцию войдут те же самые укороченные сроки отзывов на федеральные законы. Однако даже в усеченном виде влияние федерального центра на жизнь регионов эти изменения заметно усилят.