Корреспонденты “Толка” посетили еще один уникальный, но почти утраченный памятник архитектуры на проспекте Калинина, 5а, который в 2019-м пострадал от пожара, но так и не был восстановлен
Вместо деревянных стен с резными украшениями – обгоревшие руины в зарослях, вместо музыки – собачий лай. Таким сейчас пребывает деревянный погорелец – памятник архитектуры регионального значения. В 2019 году пламя уничтожило не только значительную часть строения, но и надежду на восстановление красивого примера архитектуры начала XX века. Как он выглядит сейчас и кто в нем живет, смотрите в нашем фоторепортаже.
Разрушительное пламя Кружево из дерева и особая атмосфера. Как в Барнауле воссоздают здания-памятники
В последние годы в краевой столице инвесторы и власти стали активнее работать над реставрацией заброшенных и разрушающихся памятников архитектуры
Здание находится внутри комплекса послевоенной застройки. Он стоит во дворах жилых домов 1940-х – 1950-х годов постройки. К слову, тоже памятников архитектуры. Один из них в этом году спасали от разрушений сами жильцы – об этом “Толк” писал весной этого года.
Проблему удалось решить посредством небольшого ремонта асфальтового покрытия. Чего нельзя сказать о деревянном соседе-памятнике, срубленном из бревен с дощатой пристройкой. Четыре года назад культурное наследие, знакомое не одному поколению барнаульцев, охватило пламя. Здание почти полностью сгорело. В пожаре 2019-го в огне погибли стены, крыша и перекрытия.
Инцидент случился в ночь с 17 на 18 июля. Подробнее об этом можно прочитать здесь. По версии очевидцев, причиной возгорания могла стать молния. На место ЧП выехало девять расчетов. В тушении участвовали 30 человек личного состава ГУ МЧС по Алтайскому краю. Общая площадь пожара составила порядка 600 кв. метров.
Сгоревший памятник архитектурного наследия Барнаула на проспекте Калинина, 5а Фото: Евгения Кочеткова
В 2020 году стало известно, что по просьбе Алтайского государственного музыкального колледжа планировалось разработать проект восстановления памятника архитектуры. Но пока о проведении таких работ ничего не известно. О дальнейшей судьбе здания “Толк” обязательно поинтересуется у Алтайохранкультуры – структуры, занимающейся вопросами сохранения исторического наследия города и края.
Осторожно, злые собаки Рубль ценой в миллионы. Как идет восстановление ТД “Сухов и сыновья” в Барнауле
Фасады уникального памятника архитектуры купеческого Барнаула постепенно приобретают первозданный вид. Однако самое интересное таится внутри. Об этом “Толк” поговорил с владельцем объекта
В настоящее время здание находится в плачевном состоянии, но пока еще стоит на месте. Его закрыли высоким забором, из-за которого торчат обгоревший остов и головешки бревен. На ограждении, как и на стенах самого погорельца, установлены таблички, запрещающие вход на территорию. Несмотря на навесные замки, ворота открыты. Замки безучастно висят на скобах. Чтобы створки не раскрывались, их подперли деревянными чурками.
Между тем на территории гуляет целая стая собак. При малейшем шорохе они оглашают округу громким лаем. Как животные оказались в огороженном периметре, неизвестно – высокий забор снизу усилен решеткой. Во время подготовки фоторепортажа нам удалось через забор увидеть хвостатых жильцов, но они отказались позировать на камеру фотоаппарата.
Сгоревший памятник архитектурного наследия Барнаула на проспекте Калинина, 5а Фото: Евгения Кочеткова
Местные жители предполагают, что собак запустил на территорию объекта их сосед, живущий неподалеку. Его подрядили приглядывать за разрушающимся зданием и участком. Он же какое-то время боролся с зарослями на территории. Даже из-за забора видно, что силы оказались неравны: участок, вошедший в пределы охранной зоны (ее утвердили в этом году), густо порос деревьями и кустарником.
Ремонт не за горами? Архитектурный феникс. Как в Барнауле восстанавливают Дом афганцев после пожара
Реконструкция Музея военной истории, более известного как Дом афганцев, продолжается. Объект обнесен металлическим забором, но даже за ним барнаульцы заметили кардинальные изменения
Здание на проспекте Калинина, 5а было построено в качестве учебного заведения в первой половине XX века – в 20-х или 30-х годах. Изначально здесь работала средняя школа, в 1940-х в стенах деревянного дома разместили хирургическое отделение госпиталя раненных на фронтах Великой Отечественной войны. Именно этот факт стал решающим для внесения объекта в реестр памятников архитектуры.
Здание находится в собственности региона и принадлежало на праве оперативного управления Алтайскому государственному музыкальному колледжу. Какое-то время здесь размещался музыкальный лицей. Но последние несколько лет ставшее аварийным строение было законсервировано.
В охранном же обязательстве на объект говорится о необходимости выполнить “работы по сохранению объекта культурного наследия” и даже указан их примерный график. Согласно одной из граф в 2024 году должен быть подготовлен проект капитального ремонта и проведены ремонтные работы.
Что известно о здании
Сейчас многие даже не вспомнят, каким было сгоревшее здание. Его облик времен 2017 года остался на фотографии в паспорте объекта культурного наследия. Здесь же описаны его архитектурные особенности.
Памятник архитектурного наследия на проспекте Калинина, 5а. 2017 год Фото: Алтайохранкультура
Из текста этого описания известно, что здание было двухэтажным, построенным из бревен. У него была вальмовая крыша. Парадный вход находился в левой части главного фасада. Он поднят на высокое крыльцо и сверху прикрыт двускатным портиком. Над входом когда-то был витражный проем. Позади основного строения пристроен деревянный же одноэтажный объем. Окна фасадов некогда украшали резные наличники (часть из них обгорела, но сохранилась).
В паспорте объекта культурного наследия сказано, что здание является памятником Великой Отечественной войны в Алтайском крае. Решение об утверждении списка таких объектов тогда еще краевой Совет народных депутатов принял в апреле 2001 года. В госреестр строение попало по приказу федерального Минкультуры, который был подписан в 2017-м. Но пока о том, что это действительно памятник архитектуры, а не безымянные развалины, говорит лишь информационная табличка.